Госсекретарь США Энтони Блинкен формирует в своем ведомстве новую структуру, призванную координировать политику противостояния Пекину. Она предусматривает увеличение штата китаистов в Вашингтоне и посольствах. Объясняя этот шаг, Блинкен сказал, что главной угрозой для США стал Китай. Подоплека реформы в том, что резко снизилось число источников независимой информации о КНР в связи со шпиономанией в Америке. Пытаясь компенсировать этот провал, Вашингтон, по существу, идет по пути СССР, когда из-за резкого ухудшения отношений с Китаем ЦК КПСС решил послать китаеведов более чем в 40 посольств.
Выступая в Университете Джорджа Вашингтона, Энтони Блинкен сказал: «Масштаб и размах вызова, брошенного КНР, станет таким испытанием для американской дипломатии, которого мы никогда раньше не видели». И добавил: «Я полон решимости дать нашему департаменту и нашим дипломатам те инструменты, которые им нужны, чтобы ответить на этот вызов». Такова задача модернизации. Госсекретарь утверждал, что США не ищут конфликта или новой холодной войны, а намерены конкурировать с Китаем.
Блинкен назвал новую структуру «китайский дом», вероятно, заимствуя метафору у английского писателя Джона Ле Карре, который написал детективный роман «Русский дом», где персонажи трудились на шпионское ведомство, работавшее на советском направлении. Как утверждает доклад издания Foreign Policy, в «китайском доме» будут работать не кадровые разведчики, а специалисты, способные отследить растущее присутствие Пекина в разных странах. Это потребует увеличить штат Госдепа на 20–30 человек, а также разместить больше специалистов по Китаю в дипмиссиях за границей. Сейчас же политику по отношению к Китаю реализует китайский отдел бюро Госдепартамента по Восточной Азии и тихоокеанским делам.
Инициатива Блинкена вызвала противоречивые отклики среди отставных американских чиновников. Дэвид Аделман, бывший посол США в Сингапуре, говорит, что удивления она не вызывает. «Это ясное признание того, что американо-китайские отношения – это наиболее важные двусторонние отношения в мире». Но Ричард Баучер, карьерный дипломат, который служил в качестве генерального консула США в Гонконге и штате Госдепа, не уверен, что новая структура будет эффективной. Если она станет еще одним игроком в бюрократии, то это только породит путаницу, считает Баучер.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, руководитель Департамента международных отношений Высшей школы экономики, отметил: «Вы удивитесь, но Блинкен идет по стопам Советского Союза. Когда у СССР ухудшились отношения с Китаем, Олег Рахманин, заместитель заведующего отдела ЦК КПСС, стал инициатором решения, в соответствии с которым более чем в 40 советских посольствах была введена должность специалиста по Китаю. В 1966 году был создан Институт Дальнего Востока, который фактически работал при ЦК КПСС. Из этого института ученых направляли в посольства, чтобы они анализировали действия Китая иначе, чем дипломаты. Стояла задача – изучать Китай. Когда у Москвы с Пекином отношения испортились, ездить в Китай, работать, книги писать, как раньше, стало нельзя. Затруднился доступ к информации, чем и было вызвано решение найти другие источники сведений. Как ни парадоксально, американцы оказались сейчас в таком же положении. Им ездить в Китай крайне затруднительно, жить там сложно. Из-за пандемии американскому профессору трудно работать в китайском университете. Раньше это было распространено. Нет связей – нет и информации».
К тому же, опасаясь китайского шпионажа, США создали большие сложности для китайских студентов, университеты закрывают многие программы общения с китайцами. Вот Вашингтон и принимает меры, чтобы знать, что же все-таки происходит в Китае. Американцы хотят расширить источники получения информации. Отсюда решение создать орган, который включает и практических работников, и ученых. Сама идея вполне рациональная, полагает Лукин.
South China Morning Post пишет, что после прихода демократической администрации в Белый дом были созданы две секретные организации для борьбы с китайскими шпионами – одна в Пентагоне, вторая в ЦРУ. На эти новшества отреагировало и посольство КНР в Вашингтоне. «Если цель изменений внутренних механизмов американского правительства состоит в том, чтобы сдержать Китай, мы будем стоять на страже интересов нашей страны», – заявил представитель посольства КНР Лю Пэнюй.