Теперь занятия вне дома. Главное, конечно, карате. Я даже не посчитаю с ходу, сколько лет он туда ходит. Когда-то водила внука в этот клуб и спросила тренера про Васю, а он сказал: «Конечно, приводите». До этого был миллион попыток найти какой-то спорт Васе и миллион отказов, были и пробы, но либо отдельно, вне группы, либо в группе, но без всякого внимания тренера – так, телепается в конце, и бог с ним. И вот мы нашли человека без малейшего предубеждения, нашего Комрона. Не только не было предубеждения и страха – он даже говорил, что давно мечтал о таких учениках. То, что он таджик, думаю, имеет значение.
У Васи формально очень высокий разряд, но это ничего не значит. Два раза в год бывают тесты, Вася их очень ждет, туда собирают ребят со всего города. По их результатам присуждают следующий разряд. Так он и добрался до своего коричневого пояса с золотой насечкой. Последние годы сдает не на новый разряд, а на подтверждение имеющегося. По-честному, я думаю, он должен иметь какой-то из начальных уровней, и я всегда за честность. Да и Вася без конца говорит, что у него ничего не получается. Но разряд Васи зависит не от меня.
Его не берут на соревнования, я это вполне понимаю. Но в связи с этим у него нет какой-то перспективы. Только эти экзамены два раза в год – и потом мы в кафе всегда отмечаем это событие. И дружбы, живых отношений (кроме отношений с тренерами) у него там тоже, похоже, нет. Тем не менее, карате очень важно для нас. Это единственное место, где он не наедине с учителем, а в группе. Это раз. Во-вторых, он в группе обычных детей и взрослых, это важно. В-третьих, он ездит на карате (и пока только на карате) один. Обратно до маршрутки надо идти целую остановку, переходить улицу на светофоре – справляется. Еще и в магазин заходит и приносит нам что-то нужное. И на карате он ездит целых три раза в неделю.
Да, еще же летние сборы. Стоят две недели сборов дорого, проводятся они в городе, и ничего там такого особенного – завтрак и обед в столовой, две тренировки, выходы (боулинг, детские фильмы, детский парк), которые вроде ему не по возрасту, – но он целый год ждет этого лагеря, этой возможности быть целыми днями не дома с мамой, а вместе с другими.