Могу сказать про пустые храмы. Никто так не отвращает от желания в них ходить, как сами священнослужители. Два примера.
1) церковь в небольшом городе. Строили на пожертвования, в процессе постоянно объявлялись дополнительные сборы. По итогу церковь очень небольшая по площади, а по признанию причастных, на собранные деньги можно было три таких отгрохать. Батюшка обновил иномарку, отгрохал ремонт и приобрел новый компьютер в дом (последнее - свидетельство мастера, которого батюшка для настройки вызвал).
2) главный храм центра округа. Первое, что встречает прихожан, это надпись, что свечи, купленные не в этом конкретном храме, не считаются жертвой Богу. При мне женщину, которая привезла свечи из Иерусалима(!) и решила поставить тут, отругали (они приметные были, не спутаешь с местными). Боженька что, штрих-код считывает, в каком именно храме приобретено? Это ж не просто с улицы приперли, освященные свечки.
Вездесущие бабки с удовольствием вынесут мозг, как, по их мнению, правильно креститься, молиться и подавать записки.
Заутреня. Служка, явно окончивший минимум воскресную школу, а то и несколько классов семинарии, читает основную молитву по книге и даже так с запинками. Вообще как бы сама его работа подразумевает отличное знание церковнославянского, нет? Напомню, главный храм.
Ну и рядом автопарк из иномарок людей, призывающих паству к смирению, умеренности и покаянию.
Я не спорю, есть нормальные батюшки, искренне верующие, те, кто правда старается поддержать и направить. Но это, как правило, служители маленьких приходов, принявшие постриг по велению души. Чем больше золота - тем больше лицемерия. Увы, тенденция четкая. И соглашусь, не имел права священник кого-то упрекать, осуждение так-то грех. Нельзя силком к вере загонять, человек должен сам к ней прийти. Кстати, многие могут просто дома молиться, именно из-за нежелания видеть описанные выше случаи.