Привет, друзья! С вами блог "Учимся с Алисой". Обвиняют нас в том, что мы мало рассказываем о методике. На самом деле, о методике мы рассказывали довольно много, но давайте вот вернёмся к началу. Во-первых, очевидно, что есть только основные принципы, которые можете использовать на любой стадии получения образования обучения. Во-вторых, есть очевидное понимание того, что учить ребенка, который, ну начинает изучать буквы или просто как-то в пространстве ориентироваться, цвета учит, кубики зеленые, синие, да, круглой, квадратной формы и учить условно ту же Алису, которая заканчивает уже несколько высших образований или закончила, неважно - это не одно и тоже. Но, в принципе, методики одни и те же и, значит, мы попытаемся на них остановиться.
▲
Скрытый текст
⬍
Как всегда, мы пытаемся начинать сначала. Наши хейтеры все время пытаются уходить в конец, а мы пытаемся начинать сначала. Конец, это когда: "Ой, а что? А зачем? А почему? А ведь это плохо! Вот а куда? Кто? А где? А как?" Начало - это обучение, значит ребёнок в принципе имеет свойство изучать новое. Да, изучает он новое не так, как изучают его за партой. Он изучает его в игровой деятельности, во взаимодействии значимом другим с родителем, с мамой в первую очередь, но ребёнок всегда учится и это нормально совершенно. То есть любое освоение новых навыков можно назвать учебой. Понятно, что в нашей психологической науке учебная деятельность выделена в отдельный вид деятельности, который по умолчанию не предполагает игровой компоненты, по крайней мере, существенной, но никто не мешает включать в игровую деятельность, и в учебную, и в учебную деятельность, игровую. И, вообще говоря, никто не мешает не делать такое жёсткое разделение между ними. Так вот, вы учите ребёнка. Учите ребенка вы всему, что он потом научится. Кто-то учит ребенка ходить, например. Кто-то говорит, сам пойдёт, ну в общем всему - хватать, фигуркам, погремушка, словам - это нормальная часть жизни, жизнедеятельности матери, жизнедеятельности взрослого, когда те или иные навыки в той или иной форме передаются ребёнку. То есть говорить о том, что обучение ребёнка - это такая вещь, которая вредна, нельзя.
Другое дело, что взрослые, как правило, систематически не простраивают деятельность по передаче знаний, умений, навыков ребенку, если они не являются педагогами, за редким исключением. Мы простраиваем. Но это опять же не потому, что это вредно или не вредно, а потому что это требует очень много ресурсов. Ежедневный труд, потому что школа работает, как вы понимаете, 5 дней в неделю по сколько-то там, по восемь уроков, пускай, да, плюс ещё сверху домашнее задание, плюс ещё, если вдруг есть какие-то кружки дополнительной активности, то это тоже сверху. Возраст начала учебной жизни в разных странах разный, кто-то начинает с пяти, кто-то даже с четырех. Содержание в общем-то курсов тоже разные. Суть фундаментальная того, что мы делаем, в том, что мы действительно отходим от идеи классной урочной системы и привязки образования к номеру класса, то есть к большой группе, когда мы не можем идти со скоростью, которая не предусмотрена учебным планом.
Итак, начинайте вы его учить. Начинайте вы его учить по чуть-чуть. Есть много способов, есть много методик. Методика обучения буквам есть, выстроены по принципу иероглифического запоминания. Ну, букву, в любом случае, отдельную букву он так или иначе запоминает как знак. Это машинка, это буква "а", это шарик, это буква "б". Нормально, в разных написаниях он её узнаёт, но сначала вы, естественно, работаете только с печатным текстом, правильно, да? Есть способ, есть много способов, есть много методик, когда дети начинают читать очень рано. Но вопрос в том, что, во-первых, не во всех этих методиках можно сказать читать, потому что когда ребёнку показывают карточку, на которой написана "мама", например, условно, да, он знает, что там написано "мама". Но это не потому, что он может просто слово "мама", а потому что он вот это вот этот конкретный набор чёрточек воспринимает иероглифического "мама". Есть методики, которые обучают не цельным словам, а слогам. Например, кубики Зайцева. Ну много разных методик на самом деле существует обучения чтению. Мы не можем сказать, какая из них лучше, какая из них хуже, потому что мы, на самом деле, кубики Зайцева тоже в общем-то использовали. Нет у них ничего плохого, но как бы когда-то используем, когда-то не используем, по-разному. Мы всё равно идём от букв, которые изучаются как звуки. То есть не "эр", а "р", например, да. Потому что именно так они будут встречаться в слогах. "Ра", "ро", а не "эр", "ар", "ор", то есть ребенок учит буквы, учится соединять слоги. Какие-то слоги соединяет легче, какие-то сложнее, там открытые, закрытые, не суть. Опять же, это много времени занимает, потому что обучать ребенка - это долго и тяжело. Чем больше вы находитесь в зоне ближайшего развития, тем больше ребёнок не может это сделать сам (а ЗБР - это когда он не может это сделать сам, он может сделать с вами), тем больше усилий вам нужно прилагать. Тем более продуктивным является путь обучения, но тем больше он завязан на действие педагога, на деятельность педагога и, соответственно, тем больше требует с вашей стороны.
Ребенок изучает буквы, ребенок изучает звуки, ребенок изучает слоги, ребенок начинает это сочетать. Когда у него на достаточном уровне... Это тоже всё, естественно, практика. Чем больше вы вкладываете, тем лучше. Ребёнок не возьмёт, значит не готов. Возьмёт - значит готов. Если вы можете разными способами объяснять, то, естественно, это лучше. Потому что чем больше способов, тем больше шансов того, что ребёнок поймёт. Ну начинает он в какой-то момент соединять буквы в слоги, слоги в слова, после этого начинается отработка навыка. Это долго, эта отработка предполагает, что вы читаете простые какие-то слова, тексты, выражения, сказки очень-очень маленькие сначала, по слогам, по страничке там, по несколько строчек. Ну через какое-то время, естественно, при такой работе ребенок начинает читать. Тоже самое, примерно, работает с математикой. Есть огромное количество игр, в том числе и на планшете, и в компьютерной форме, сами можете составлять и считать с ребёнком, и на пальцах, и на чём угодно, и мультфильмов. Главное, не останавливаться искусственно, то есть не счёт в пределах двух-трёх, а пусть ребёнок знает, что есть четыре-пять. Вы движетесь, он пока не запомнил, но он помнит, что есть такие цифры 8, 10, десять больше чем пять. Больше-меньше дети, кстати, очень хорошо знают. Попробуйте дать ребёнку половину конфеты и целую конфету. Он прекрасно знает, что он хочет целую. Попробуйте ему дать большой торт или маленький. Он прекрасно знает, что он хочет большой. Поэтому понятия больше-меньше они, в общем-то, встроены в нашу психику и в очень-очень-очень маленьком возрасте вы протягиваете ребёнку маленький арбуз, большой арбуз кусочек и он, конечно, хочет большой кусок арбуза. Что это за ерунда вообще с маленьким куском арбуза? Особенно, если большой у него отобрать, а маленький ему протянуть. На таких аналогиях, соответственно, большая кучка чего-то, маленькая кучка чего-то, столько-то объектов, столько-то объектов, не суть. Опять же методов обучения математике много, принцип тот же: вы идёте от простых вещей, от понятия числа, от понятия "плюс", от понятия "минус". Естественно, вы не даёте ему в это в той форме, в которой хотели бы там Бурбаки, условно говоря, да, что "это вот числа образуют кольцо или поле, которое замкнуто относительно операций сложения, умножения, которые является всюду плотным и там", ну и так далее. Ну нет, нет, ребёнок так не возьмёт. Поэтому всё всегда идёт от упрощения и всё всегда движется в общем-то с опорой на то, что примерно проходится школьной программе. В итоге вы видите, что школьная программа по большому счёту - это таблица умножения. Таблица сложения не особо нужна - это наше субъективное мнение. А таблица умножения берётся в... Ну в 5 лет у нас дети обычно таблицу умножения знают, но можно и раньше, в принципе, её выучить. Опять же, если вы понимаете, что такое умножение, понять, что такое умножение - несложно. И как бы пусть ребёнок путается, пусть он ошибается, у вас нет задачи сделать, чтобы он, не знаю, всё на пятёрочку сдавал. Вам не нужна пятёрочка, вам нужны знания идти дальше.