Здравствуйте, друзья! С вами блог "Учимся с Алисой". Для тех, кому интересно, что происходит в нашей семье: можете не переживать, мы уложились в срок, у нас до февраля была субсидия, мы её одобрили, то есть деньги сейчас продавцу будут перечислены, очень хорошо и это не может не радовать. А, что ещё интересного и важного произошло за последнее время?
Во-первых, как я уже сказал, была закончена очередная сессия. Я хочу сказать, что это действительно очень тяжело. Фундаментальное ограничение сейчас нашей методики не в самой методике, а в ресурсах родителей.▲
Скрытый текст
⬍
С чем это связано, тоже, наверно, очевидно. Это связано с тем, что ребёнок, который идёт по программе, простроенной по его зоне ближайшего развития, с неизбежностью съедает очень много ресурсов. Потому что его зона ближайшего развития предполагает, что движение происходит довольно-таки сильно индивидуализировано. Хотя, конечно, вы опираетесь на базовую школьную программу, на ментальные базовые навыки, чтение, письмо - это все понятно, счёт, арифметику. Тем не менее, вы идёте со скоростью ребенка и стараетесь эту скорость повысить. Да, результаты верифицированы многократно, верифицированы, в том числе, их верифицировала еще одна сессия, как я уже говорил - это десятки, наверное, даже сотни в сумме уже (с учетом того, что это три ребёнка), экзаменов и зачётов в каждую сессию, это сотни зачетных единиц. И очень интересно сейчас, конечно, смотреть на то, как у обычных детей буквально там экзамена, четыре зачёта и это считается много, это считается большая нагрузка. Ну не знаю, у наших детей, наверное, по 30 или по 40 экзаменов, ещё может быть, по 40 зачётов у каждого, я честно уже не считаю.Что важно и что мы не ожидали: очень важно то, что в этой ситуации ресурсы ограничиваются нами. То есть мы - узкое место нашей методики, можно сказать, мы самое слабое звено нашей методики. Для выхода на большие объёмы это некритично, в условиях наличия системы искусственного интеллекта, в условиях наличия возможности пользования интернетом, возможно группировать детей, возможно создавать не привязанные или не особенно привязанные к возрасту группы, которые в большой степени могут быть мобильными (то есть меняться от предмета к предмету, от года к году), или даже в рамках одного предмета по разным темам, изучаемым студентами. Это всё возможно. Необходимы, конечно же, верифицированные методики оценивания знаний - это то, что часто отсутствует в вузах. Почему? Потому что в школьной программе есть утверждённые и общепринятые контрольно-измерительные приборы, контрольно-измерительные материалы. Это и может быть выпускные проверочные работы, и всероссийские контрольные, и ЕГЭ, ОГЭ, (вот вами может быть нелюбимая, тем не менее дающая достаточно хороший срез знаний) это и независимая диагностика МЦКО, позволяющая оценить уровень ребёнка и множество других объективных методов контроля оценивания знаний. Если вы приходите в ВУЗ, то в ряде случаев методология, к сожалению, начинает хромать, потому что очень часто (и это не будет для вас открытием) в вузах говорят о том, что "программа уникальная, учебника по этому предмету нет, сдать можно только мне и критерий тоже только у меня" - это не есть хорошо, даже если это правда. Потому что, конечно же, хотелось бы гораздо больше унификации и большей независимости объективности оценивания. Тем не менее, даже вузовская программа в достаточной степени осваивается, если вы не попадёте на предвзятого хейтера - это плюс. Тем не менее, естественно не хватает, в очень большой степени не хватает унифицированности, в том числе унифицированности учебных планов. Потому что одна и та же дисциплина на одних и тех же профилях может называться по-разному, может иметь разное количество часов, из-за этого быть не перезасчитываемыми. Это нехорошо, потому что одной из идей, когда выступала *...*, была как раз возможность мобильности студентов при помощи изучения одних и тех же предметов. С другой стороны, каждый может сказать, что в нашем случае получилась уникальная система верификации, поскольку огромное количество преподавателей в различных вузах, различных предметов (и вживую, и не вживую, в первую очередь, конечно, вживую), видя ребёнка, оценивая его знания, ответы, оценивая его работы, в том числе работу на семинарах, на лабораторных занятиях, ставили ему оценки. Оценки, естественно, положительные, "естественно положительные" не в математическом смысле, а в смысле образовательной системы, то есть в основном "пятёрки", конечно. Но в любом случае, это всё очень сильно бьёт по позициям моей Альма-матер, факультет психологии МГУ, который, как вы помните, пытался доказать, что детям в вузах не место.
Что из негативного можно отметить в этой ситуации? В первую очередь, отсутствие поддержки со стороны государственной системы - это очень странно видеть, с учётом того, что государственная система во всех её проявлениях, на всех её уровнях прекрасно видит результаты, которые мы показываем, мы демонстрируем. Несмотря на это, можно было бы открывать какую-нибудь площадку экспериментальную, можно было бы взаимодействовать, но, как вы видите, напуганные Зинченко и Асмоловы, которые любят ласкать всех в лужах, научное сообщество решило как-то дистанцироваться от этого вопроса, тем самым так и не смогло между прочим ответить на вопрос: "Как такое возможно?" Поскольку с точки зрения некоторых наших поклонников, мы даже ЕГЭ не сдавали никогда. Хочется спросить: А как же нас МГУ-то взял, если мы ЕГЭ не сдавали? Ну ладно, не сдавали, не сдавали. Вот видел я такую версию, что Алиса вообще не сдавала никакой ЕГЭ, и поэтому в МГУ нас взяли незаконно, и Садовничего нужно посадить, а Зинченко так вообще надо на костре сжечь. Казалось бы, ну неправильно ведь в МГУ мы сдали ДВИ, Алиса сдала ДВИ в МГУ, и это было на глазах проверяющих из МГУ. Поэтому вопрос-то, в первую очередь, возникает к Московскому государственному университету. Зачем же он берет детей, которые не сдавали ЕГЭ, и как они у него сдают ДВИ? Вопрос открытый. Тем не менее, хочется сказать, что мы по-прежнему открыты любому взаимодействию. И мы, естественно, хотим работать в научной парадигме. В любом случае, Алиса получит свои дипломы, в любом случае свои дипломы получит Хемик, в любом случае получат свои дипломы другие дети. А то, что нагрузка на нашу семью продолжает возрастать, то что мы должны вести всё больше и больше параллельных курсов, даже если предположить, что в какой-то момент мы не сможем успевать все это делать, не сможем там, условно говоря, выводить всех детей в 8 лет на ЕГЭ, да. Ну хорошо, мы выведем в 10 лет детей на ЕГЭ, это ничего не меняет фундаментально. Это только говорит о том, что у нас ресурсы закончились. Но даже выведенный в этой ситуации в 12 лет на ЕГЭ ребёнок, в 11 лет на ЕГЭ ребёнок, да хоть все в 14, если честно, тем не менее будет по-прежнему подтверждать нашу правоту. И то, что при работе с зоной ближайшего развития, при восприятии детей как людей, а не как неготовых, несозревших и неспособных, нуждающихся в передержке объектов, можно осваивать школьную программу гораздо раньше.
На вопрос "зачем?" мы тоже отвечали неоднократно. Потому что если вы способны освоить программу раньше, причём раньше не чуть-чуть, не на 2 дня, не на неделю, а на 10-12 лет раньше освоить школьную программу, то вопрос в том, что вам делать в первом классе, как я неоднократно говорил. Что вам делать с репкой по слогам и мамой, которая мыла раму", если вы можете писать сочинения, достаточные для того, чтобы закончить школу в том же самом возрасте? Зачем вам сидеть и выводить "Мама мыла раму?" Зачем вам считать пример "2 плюс 3, у Пети было два яблока, три яблока принес Витя. Сколько яблок стало?", если вы можете решать задачи профильного уровня (да хоть себе базового уровня ЕГЭ), в этом же возрасте. То есть опять же, если речь идёт об экспериментальной площадке, то можно говорить о изменении методики, то есть об изменении методологии, о том, чтобы в той или иной степени улучшать преподавание тех или иных предметов; о том, чтобы модифицировать последовательность передачи знаний, блоков знания, отработки этих знаний. Но в любом случае, это именно серьёзный научный диалог, к которому, как ни странно, научное сообщество до сих пор не готово. Знаете, очень странно наблюдать, что нас реально пытаются обсуждать, буквально полтора сумасшедших, но при этом в ежедневном режиме, а результаты наши при этом известны на всю страну. Очень странно наблюдать, когда эти полтора сумасшедших, ссылаясь на свои внутренние источники, пытаются рассказать, как в каком-то ВУЗе дети сдали очередной экзамен или не сдали. Ну, во-первых, в половине случаев или даже во всех случаях - это фейки. А во-вторых, они же сами себе противоречат, потому что, то сначала говорится, что дети нигде не выучится, то, что они сдали экзамен, то, что не сдали, то, что опять сдали. Попытки завышать планку, можно, конечно, до бесконечности завышать планку. Тогда мы скажем, что просто у нас вся страна выигрывает межнары по физике, и только наши дети бедные, несчастные, не выигрывали. Вот, понимаете, как-то так. Поэтому заводим новых Алис и ждём развития ситуации в динамике. Всем привет.
Довольно палевное для хрюка видео. И в 14 лет ЕГЭ сдать уже ачотакова, и перезачесть бумажки из мусорных вузов не получается. Видимо, младшие зайцы уже совсем не тянут, а в МАДИ начались экзамены по профильным предметам.