В Венеции зарядил дождь. Мелкими моментально исчезающими буковками он уже неделю пишет что-на зелёной поверхности венецианского канала, словно, и он торопится что-то записать о сегодняшнем дне и тут же сам стирает написанное…
Словно дождь пережидала я и бурные обсуждения хор.ру фильма Певчих. Думала, пройдет, как дождик— точно так же как на фоне обстрелов украинских городов и гибели детей проходили бурные обсуждения.ру художественных достоинств «Мастера и Маргариты» или бурные рукоплескания по случаю юбилея советской эстрадной певицы, внезапно преравтившейся в очередное знамя свободы….
Но нет, с фильмом Певчих дождь пока не проходит, а тем временем уже и вторая серия подоспела.
Как устроен эхолот? Принцип действия эхолота основан на подаче сигнала и преображения его в звуковую волну, которая в последствии проникает сквозь воду и возвращается к датчику эхолота, отражаясь от дна. По завершению процесса обратной трансформации на экране появляется информация о рельефной поверхности дна.
Вот о рельефной поверхности этого дна я и хочу проговорить. Именно эхо Москвы в разных его изводах и создает такую рельефную картину и сегодняшнего дня, и его дна.
Фильма я пока не смотрела, но обязательно посмотрю.
Все саморазоблачительные яростные реакции от Пархоменко до Коха, от Ходорковского до … имен десятки— говорят о том, что фильм того стоит— не говоря уж о новом всплеске хейта и мизогинии , которые я имею счастье постоянно испытывать на себе. Так что моя безусловная поддержка Марии Певчих на этом фронте не зависит от моего отношения к ее продукции.
Отцы и дети в пародийно-агрессивном виде. Картина маслом : Ходорковский и оппозиция.ру , пожирающая своих детей. Доходит до смешного: Ходорковский призывает молодежь защищать свободу с оружием в руках, а если и погибнуть то оставить по себе добрую память, как делал, де, он…. Нас водила молодость в сабельный поход, нас бросала молодость на кронштадский лёд…Помилуйте, как будто мы не помним, чем именно занимался комсомолец-Ходорковский в те годы, уж явно боролся не за свободу. И при всем сочувствии к нему и уважении, как он вынес это заключение, его арест и 10летний срок не были борьбой за идеалы.
Свобода многим из них действительно была нужна. Но как средство для более легкого достижения своих целей, а вовсе не как абсолютная ценность. И привело это к легкому достижению целей российскими ракетами по сегодняшней Одессе.
Впрочем, якобы поддерживающие фильм реакции не менее красноречивы.
Вот верная дочка ГКЧП Лукьянова вопрошает «А что не так с фильмом Певчих?». Ей в ответ в привычном ему хамском стиле отвечает Пархоменко. С привычной обоим апелляциям к лидерам и авторитетам.
Оба хуже.
И там, и там одно дно и эхо Москвы хорошо уславливается моим внутренним эхолотом
Что не так с фильмом я сказать не могу, кроме того , что название его «Предатели» не может не иметь глубоких советских и путинско-фашистских коннотаций идеально ложится стилистически совершенно в другое русло, чем задумывали авторы фильма, если только он не взяли на себя политическую задачу переманить на свою сторону путинский быдло-электорат, привыкший к этой риторике(что вполне возможно).
А вот, что не так с задавшей этот вопрос наследницей СССР и имперского хабальства, я могу объяснить в подробностях и почему ей этот фильм на руку тоже: «Такую страну развалили!»— ведь папа-сторонник СССР, а папу она охраняет яростно. Какой уж там пересмотр. Эту публику поскреби - полезут такие замашки, привилегии и спецраспределители, что ельцинская квартира на Осеннней— детский лепет. Лукьянова вступила в компартию … внимание ! 1992 году (уже после путча своего Политбюро- ГБ-ГКЧП-папочки и распада СССР ) а потом удачно перекрасившая свои взгляды тем же пергидролем, что и волосы, и стала сначала «юристом, защищавшим Ходоркгвсерго «: а потом и вовсе рупором антипутинизма а ля Эхо Москвы, но оставшаяся советской имперкой до мозга костей — ней имела дела в «Свободном « университет— подробности тут https://www.facebook.com/10000113922634 … 01231310/? и в передаче Инны Курочкиной про Лукьянову и «территории тяготеющие к России https://www.facebook.com/10000084247147 … 35897464/?).
И что не так с хамом Пархоменко, продавшего протесты 2011 за стопарик в мэрии Москвы, а теперь зависшего в Карнеги центре в Америке в качестве главного «эксперта» по борьбе с путинизмом мы тоже прекрасно знаем, как и то, что его жена, вышедшая как-то раз из своего обета бы-молчания исключительно для того, чтобы изречь, что я чудовище , прекрасно продолжает свой интеллектуальный книжный бизнес в фашистской РФ и не может не платить налоги ненавистному режиму на якобы ненавистную войну, против которой они всем сердцем, пока дело не касается кошелька. Тут можно налог и на ракеты отстегнуть— мы люди маленькие. Историями «маленького человека « в рамках «великой русской литературы « нас недаром кормили в школе. Удобство такой двойной идентичности налицо. Можно быть маленькими ни за что не отвечающими и великими выше, лучше и круче всех одновременно. Инфантилизм недаром свойственен нарциссам.
Не знаю, что стало с сетью ресторанов-лавок Пархоменко, но на днях получила рассылку другого злачного места -клуба-ресторана в Москве, сделавшему имя всё на том же стебе на советских артефактах (писала об этом га днях) и принадлежащему известному мне лично художнику, который теперь живет неподалеку и видимо, не видит тут особой моральной дилеммы. Он же против войны и за Украину. Возьми с полки пряник. Но только чтоб никто не видел. А то страшно.
Со смелостью и способностью к прямым высказываниям у этой публики вообще неважно.
Обычно всё делается тайком, за спиной и потом выдается за случайное совпадение или действие высших сил. Безличность как форма маскировки. Любимое выражение «так получилось».
Быть и иметь?
Валидация бытия через обладание универсальная скрепа страны недолюбленных травматиков (всё то же расстройство привязанности, детдом Россия https://novayagazeta.eu/.../art.../2022 … om-rossiia) Это объединяет Путина с его желанием захапать чужие страны, и непутина и распутина и двапутина и вообще почти всех травмированных пост-советских людей с комплексом недодаденного. Никто не предъявляет такие претензии к сервису как выходцы оттуда. Это архаичное сознание: чем больше трофеев я захвачу, чем больше мне положено и принадлежит, тем я больше меня будут бояться, тем больше меня будут уважать и тогда только я буду уважать себя, потому что без этого обладания сам по себе я себя в грош не ставлю: именно нелюбовью и ранним опытом унижений в меня изначально заложен комплекс собственной ничтожности . Моя жизнь ничего не стоит сама по себе. Именно поэтому ничего не стоит и жизнь других.
Это касается и глубинного народа и так называемой культурной оппозиции. Неуважение к личности. И нынешняя агрессия по отношению к Певчих, и тот массовый хейт, который испытываю на себе я, это очень верный симптом внутреннего состояния этой публики. Свое не трожь. Своих не бросаем. И «интеллигентский мафия», и дружба со злом в обществе потребления культуры в ее гибридно-коктейльном десертном варианте занимала всё большее место в путинской России и в жизни хороших.ру недаром.
А что касается 90х— да, это было для нас время надежд и свободы, хотя я прекрасно осознаю, к какому ничтожному проценту погрузившейся в ужас и отчаяние страны я отношусь. Выращенная на самиздате и диссидентстве, на книгах и ночных радиопередачах под треск глушилок я не могла поверить тому счастью, на которое пришлась моя юность. Я была влюблена и окрылена ,никуда не хотела уезжать , ходила на митинги и демонстрации, разбирала архивы «Мемориала», училась, любила, надеялась. Мы искренне верившие в свободу как в высшую ценность были всего лишь операцией прикрытия для тех кому свобода была нужна как средство.
Потом я всё же уехала , но уже с младенцем на руках и совсем по другой, хотя на самом деле , по той же самой причине : общество шовинизма, мизогинии и подавления личности, неуважение к жизни как к ценности на всех уровнях. https://www.facebook.com/10000113922634 … 13662819/? . Даже среди самых рафинированных интеллектуалов и академиков. Это же наблюдаю и по сей день.
Мой эхолот работает хорошо и рельеф дна моих бывших соотечественников в основной массе мне давно очевиден.
Что же не так и со мной? Почему даже чудовищная чеченская война (а ведь Сергей Ковалев был другом отца и не раз рассказывал нам обо всем за общим столом , да и другие наши друзья правозащитники ездили в Грозный, сидели пол обстрелами, кричали о том, что там происходит. Да, мы ужасались, сочувствовали, возмущались, но лично для меня глобальный пересмотр наступил много позже и продолжается ежедневно.
Это больно и неприятно? Да.
Обесценивание своих лучших воспоминаний, неотделимых от юности, влюбленности, горящих свободою сердец и горящих от поцелуев щек, картин весенней или заснеженной Москвы , запруженной людьми . «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»
Так вот я предпочитаю любому удобному вранью неприятную правду, а души прекрасные порывы посвящать отчизне давно не намерена.
Но я обязательно посмотрю фильм Певчих.
Впрочем, что не так с Певчих и вообще ФБК я тоже могу сказать. На фоне чудовищной войны и убийств в прямом эфире этими самыми ракетами продолжать бороться с коррупцией и делать это центральным вопросом означает de facto бороться за повышение эффективности этих убийств. Бороться с коррупцией в фашистском государстве означает помогать этому государству быть эффективнее— в том числе если не в первую очередь в геноциде украинцев.
У Навального были не только принципы , но и убеждения. За них он и готов был платить полную цену. Вовсе не его борьба с коррупцией и не фильм о золотых путинских дворцах (не исключено что именно миллионные просмотры этого фильма дали ему ложную надежду, что эти миллионы оторвутся от диванов и пойдут его защищать) сделали его врагом номер один, а смелость и личный акт мужества бросить вызов карлику в лицо. Стоило это делать или нет— не имело даже тогда никакого смысла обсуждать. Логика героя пересилила логику политика. Итог был предсказуем. Фильм Певчих— тоже не только политический акт (хотя и он безусловно тоже), это акт верности и выполнение заветов Навального.
Летом 2023 Алексей Навальный написал исторический текст «Мой страх и ненависть». https://novayagazeta.ru/.../2023/08/11/ … i-nenavist
Текст меня поразил. И при всей солидарности с чудовищным положением политзаключенного, подвергающемуся пыткам и медленному убийству в ГУЛАГе, я сочла нужным написать тогда в ответ открытое письмо о том, почему ужасная Россия прошлого и прекрасная Россия будущего — одно и то же.
То было 13 августа 2023 , сегодня 23 апреля 2024.
Рельеф очевиден— дна не видно.
Эхолот продолжает передавать сигналы.
Вечная память и чума на оба ваши дома.
А вот то письмо. Человека убили. Сотни человек убили с тех пор. Но увы, оно не потеряло актуальности
«Уважаемый Алексей
Я знаю, Вы никогда не прочтете мое письмо, потому что Вы сидите в ШИЗО в стране ШИЗОфашизма, а я пишу эти строчки у себя дома в свободной Европе. Но тем не менее, так как Вы сочли нужным и нашли возможность в тех нечеловеческих условиях, в которых Вы находитесь, написать по-русски то, что Вы написали и каким-то образом передать это на волю urbi et orbi, то просто из уважения к этому усилию и к той цене, которую Вы добровольно платите за каждое слово (включая те, с которыми я лично никак не могу согласиться), я считаю важным для себя прежде всего не проигнорировать Ваши слова, а ответить на них.
Скажу сразу, я выросла среди самиздата и диссидентских книг, я читала и Буковского, и Щаранского, у друзей моих родителей да и у моих друзей детства проходили обыски. Я с детства знала, в какой стране мне выпало родиться— родители никогда этого от нас, детей, не скрывали. Не скрывали прежде всего историю кровавой революции, расстрела прадеда-философа, отказавшегося сесть на «философский пароход» в 1922 чтоб в 1937 уже лежать с простреленным черепом в овраге среди десятков других убитых НКВД/КГБ/Советской властью в сибирском овраге, а не читать лекции в лучших университетах Европы, которые его ждали. Не скрывали горечи, но даже и какой-то гордости за этот его выбор. А я принимала это десятилетиями как данность. А теперь понимаю всё меньше.
Моя бабушка, его дочь, последовавшая за ним в ссылку в Сибирь и посвятившая всю жизнь его памяти, а с наступлением перестройки — публикации и популяризации его наследия, дожила до ста лет и под конец жизни тем не менее говорила: «отсутствие правды и справедливости— вот, пожалуй, главное в моей жизни». Ровесница века советского века (родившаяся в 1916-м), она была для меня связующим звеном времен, образцом стойкости и непритязательности, любознательности и предельно честного отношения к жизни, несмотря на ужас той власти, при которой ей довелось прожить почти свой весь век. Она учила нас не сдаваться даже в мелочах, иногда до смешного: например, она до 90 с чем-то не стояла, не ждала лифта: а всегда ходила вниз по лестнице или эскалатору — чтоб не разбаловать себя.
К чему я это? Мне очень понятно и близко Ваше чувство ненависти к КГБ и отвращения ко всему, чего оно коснулось (а коснулось оно всего строя российской жизни и умов ). Я полностью солидарна с тем, что Вы пишете о люстрации, о том, как легко преследователи инакомыслия вписались и в новую систему, о том, том, как легко и изящно «демократы» послужили питательным бульоном для возвращения к власти все того же ГБ, развратившего и превратившего не сейчас при Путине, а постепенно на протяжении целого века всю страну в один большой нормализованный отчасти самими его обитателями ГУЛАГ. ГУЛАГ царит и в головах. Вы сами пишете об отсутствии правосознания, о допустимости махинаций , Вы не хуже, а куда лучше меня, знаете о жизни по понятиям, а не по закону на всех уровнях, а вовсе не только «там, наверху», и непроведенная судебная реформа лишь частный случай — это тот же ГУЛАГ как образ мира, как главная модель и сетка координат даже для тех, кто, касалось бы, против. Нет ни одной сферы российской жизни, которая не была бы в той или иной мере определена ГУЛАГом. Не была бы создана по его образу и подобию. И Вы прекрасно понимаете, что даже Ваш нынешний статус , и вообще канонизация через тюрьму— даже это —это тоже часть того же лагерного менталитета— при всем моем уважении к политзаключенным и поддержке требованиям немедленного их освобождения.
Лагерный менталитет— это прежде всего главенство принципа «своих», « общака» и прочих уголовных понятий над законом. И мне самой, nel mio piccolo—как говорят итальянцы, не раз приходилось за последние даже месяцы наблюдать и отчасти даже испытывать на себе (пусть речь идеи всего лишь о сетевой модели российского менталитета, но модель вполне впечатляющая) то, о чем Вы пишете: «сейчас, в 23-м году, на фоне репрессий, посадок и войны, у нас по-прежнему лояльность принципам подвергается сомнениям и рассматривается многими как наивная, романтическая и вообще как «белое пальто». Личная лояльность, принадлежность к корпорации, старая дружба расцениваются многими как более важные.»
В отличие от Вас я частный человек, а не политик, и для вас себя я не готова больше писать «у нас», хотя это никак не отменяет моего понимания собственной ответственности. Но странным образом, чем глубже и больше я думаю о том, что мне с этим не по пути, чем очевиднее мне в своей собственной идентичности то, что пора было пересмотреть данным давно, тем яснее осознаю свою субъектности и неготовность перекладывать эту ответственность на других , тем ближе мне в речи активные личные формы глаголов в безличные и пассивные формы. И при этом я никогда не напишу больше «у нас», потому что я свой частный выбор сделала — и могу лишь повторить вслед за Набоковым, отказавшемся приезжать в послевоенную Германию « не хочу случайно пожать руку убийце». На сегодня в отношении империи под названием «Российская Федерация» для меня это безусловно так.
Но я уважаю другой выбор и другой путь. Поэтому мне близка и Ваша безжалостная честность и ярость по отношению к самому себе, Ваша внутренняя готовность переступить через собственные заблуждения и увидеть своих прежних кумиров и лидеров Вашей (и моей) юности в совсем ином свете. Пересмотреть непростительные ошибки наших 90х , когда исторический шанс был упущен не только алчностью, но именно нежеланием демонтировать агрессивно-имперскую сущность своей идентичности, отречься и навсегда похоронить прошлое. Когда не только не было люстрации, но даже на уровне повседневности советские артефакты кажутся забавными, мороженое самым вкусным, «песни о главном» вперемешку с шансоном вызывают прилив ностальгии, в адресах продолжают как ни в чем не бывало звучать «ленинские проспекты», а лучшие учебные заведения спокойно называются Вышками.
Буквально вчера прочла интервью студента -востоковеда как раз из«Вышки», «участника СВО»— где в поразительной по своей саморазоблачительной красноречивости рубрике «Вышка для своих» — неглупый, образованный молодой россиянин не только не стесняется того, что он международный преступник, а как ни в чем не бывало цитирует стихотворение Ахматовой «Мужество» для подкрепления своих тезисов. И я с ужасом понимаю, что этот текст выбран не случайно, что «великое русское слово» прекрасно сочетается и даже служит материалом для героизированного исторического вранья о Второй Мировой, точно так же, как и портреты русских писателей на декорациях, маскирующих руины Мариупольского театра— это не просто работа пропаганды, а метафора, символ самой функции русской культуры в обществе. Пропаганда ничего не придумывает и не создает из ничего, она просто эксплуатирует имеющийся материал: этот материал то самое непроработанное имперское сознание и прошлое, которое пока не будет осознано и осуждено, будет служить подспорьем агрессии и бесконечно переплавлять «великую» русскую культуру в очередную «великую»и/или «специальную войну.
Я всегда исхожу из презумпции искренности. Возможно, это ошибка. И поэтому я не понимаю, искренне не понимаю, как Вы, будучи умным и умеющим учиться человеком, умеющим извиняться (я помню Ваше письмо о Грузии, хотя при этом, к сожалению, не помню никаких аналогичных писем о «бутерброде» ), иронизировать над собственными предрассудками (помню Ваш пост о феминитивах и о том, как Вы, поняли, что заблуждались в своем надменном отношении к феминизму и как, оказавшись уже в колонии и вынужденные работать в швейном цехе не только боролись за свои права, но и неожиданно обнаружили отсутствие «маскулитива» для слова «швея» —и это послужило поводом для пересмотра своих взглядов на вопрос и предмет), так вот, я не могу поверить, что человек Вашего мужества и верности своим принципам и приназначению (опять-таки, в отличие от многих Ваших оппонентов я могу понять Вашу оптику и логику возвращения даже за решетку с точки зрения не моей, а именно внутренней логики Вашего пути), может иметь почти десятилетнее слепое пятно размером с целую войну и целую соседнюю страну, где сейчас, прямо сейчас, пока Вы сидите в ШИЗО, а я за своим письменным столом в самом прекрасном городе Европы— (и, да, разница огромна , но одновременно эта разница ничтожна потому что мы с Вами оба пока что живы ) —наши с Вами бывшие или нынешние соотечественники, россияне, на которых Вы возлагаете Ваши упования, к которым Вы обращаетесь, не просто воруют и мародерствуют, не просто обманывают, не просто нарушают все международные нормы, а убивают ровесников Ваших детей, насилуют, расстреливают, издеваются, пытают людей на оккупированых территориях суверенного государства— и Вам, как юристу человеку, знакомому на собственном богатом опыте с российским произволом, не нужно объяснять, что такое пытки, беззаконие и беспредельная жестокость.
Вы свой путь выбирали. Выбирали как политик, зная, что Вас уже пытались и будут пытаться убить дальше. Это Ваше призвание и его реализация. Тысячи и тысячи героически сопротивляющихся и отстаивающие своей кровью свою свободу украинцев —не выбирали, им просто не оставили выбора, несмотря на то, что в отличие от россиян, это граждане свободного независимого государства, уже давно выбравшие свой путь. Это не Ваша мирная метафора : коза на капустном складе. Это одичавший от безнаказанности бешеный шакал. Россия опять и опять вынуждает людей другой страны к смертельной схватке по отстаиванию того, что им причитается по праву (жизни, свободы, демократии, европейского пути и ценностей), людей, которые вообще не имеют и давно не хотят иметь к России, ее метаниям и историческим страданиям никакого отношения.
Не Путин и даже не Мишустин убивают украинцев. Это делает русский народ, россияне. Россияне ежедневно участвуют в длинных кровавых пищевых цепочках войны — от программиста до наводчика, от учительницы на уроках о главном или преподавателей псевдоистории до тех, кто, вроде бы, против нынешней власти, но для кого эта война не повод отказаться от привычного образа жертвы-режима и имперских координат и даже сейчас оплакивать прекрасную-Россию-будущего-которую-мы-потеряли, видеть только себя и поклоняться своему иконостасу мучеников, где нахождение за решеткой само по себе шаг к беатификации, но в упор не замечать Украины , не признавать своей ответственности за преступления прошлого, не только не покаяться за бомбежки Грозного (не случайно чеченских войн в Ваших перечислениях прегрешений и ошибок Ельцина и Ко нет вообще), а продолжать распространять расхожие мифы литературы и пропаганды о «злых чеченцах» , упоминать запросто «Среднюю Азию» как уничижительное нарицательное ( «Это не с Путиным в 2011-м, а с Ельциным, Чубайсом, олигархами и всей комсомольско-партийной бандой, называвшей себя «демократами», мы в 1994-м пошли не в Европу, а в Среднюю Азию») и продолжать ездить туристами в оккупированную российскими войсками Грузию покушать хинкали. Вы с уважением отзываетесь о работе по построению демократии в Эстонии или Литве и приводите уровень зарплат, но тут же в соседней фразе спокойно пишете про Среднюю Азию (к тому же, повторю, память Вас подводит— пошли мы вовсе не в Среднюю Азию, а на Кавказ с оружием, танками и бомбами) И вообще Вы уверены, что граждане, например, того же Казахстана обязаны и дальше выслушивать подобные метафоры? Но в одном Вы правы: цель никогда не оправдывает средства. В том числе и политические цели ваших соратников не оправдывают игнорирование главного преступления россиян, творимого ежедневно в прямом эфире на наших глазах. И даже если Вы отрезаны от средств связи и информации, Ваш политический опыт и звание официальной пропаганды и умение читать между строк, думаю, вполне позволяют Вам составить представление о происходящем даже если до Вас доходит только официальная пресса.
Быть vs иметь. Как человек Вы поставили на первое— Вы вернулись , чтобы уважать себя, чтобы бросить вызов своим врагам лицом к лицу, чтобы быть собой вопреки, потеряв всё, чем могла бы Вас и Вашу семью обеспечить спокойная жизнь в Германии, но при этом парадоксальным образом вся Ваша политическая риторика даже сейчас опирается не на экзистенциальное «быть» а прежде всего на «иметь». Коррупция по-прежнему стоит во главе Ваших рассуждений, а виллы «Тани и Вали» являются мерилом демократического провала. Но «сейчас идет совсем другая драма». Это цивилизационный разлом, и в нем «иметь» представляют варвары, а цивилизация отстаивает право на «быть».
Вы говорите : россиян вынуждают, они не хотят этой войны. Тогда где массовый саботаж?Вопреки вашим расследованиям о коррупции, машина продолжает работать. И останется лишь сожалеть, что Золотов , Шойгу или другие армейские начальники не наворовали больше. Настолько, чтоб эти ракеты вообще никуда не полетели бы. Представьте на одну долю секунды Вашу Дашу или Захара, прижимающегося в последнем ужасе к Вашей жене Юле, погребенного под обломками собственного лома, куда прилетела ракета, запущенная таким «вынужденным». Вряд ли его внутренний мир и степень страха, поддержки или не поддержки Путина будет Вас интересовать. С момента пуска это перестает иметь значения.
Я понимаю Вашу ненависть. Ненависть — чистое и благородное чувство перед лицом жестокости и несправедливости. Но я бы не стала тратить ее не то, что на махинации Венедиктова и на подобных скользко-гибридных персонажей.
Ненависть— это то, что испытываешь, когда видишь в кадре молодое прекрасное лицо поющей 19-летней девушки и понимаешь, что ее больше нет, потому что есть Россия. Ненависть это то, что испытываешь, когда читаешь и слушаешь свидетельства врача, вернувшегося из российского плена — он тоже сидел в колонии как Вы. Ненависть, это когда отец держит за руку убитого сына, ненависть — это лежащий рядом со своим велосипедом житель дачного поселка, это связанные за спиной руки, исковерканные тела, это когда из-под пластика вытянута женская рука с маникюром, которая никогда не разожмет пальцы, ненависть — это вой собаки на затопленной деревенской улице после взрыва Каховской ГЭС… Ненависть это …. И дальше череда имен и прекрасных юных лиц в траурных рамках, кадров, событий, преступлений, которых не было бы, распорядись Российская Федерация своим историческим шансом иначе. А попросту доверши она собственный распад как империи. И здесь мы расходимся окончательно : второго шанса у этого злокачественного образования в его нынешнем виде даже при смене власти не будет. Не может быть по определению. Не должно быть.
И я позволю поэтому переделать последний абзац Вашего текста:
«Только когда подавляющее большинство , в российской оппозиции будет состоять из тех, кто ни при каких условиях не принимает имперства, шовинизма, своего « особого» пути и «величия» будут готовы признать и нести ответственность за тысячи и и десятки и сотни тысяч неповторимых жизней людей, убитых в актах российской агрессии — только тогда, но никак не раньше они же не будут принимать поддельные выборы, неправильный суд и коррупцию, — и только тогда мы сможем правильно распорядиться шансом, который скорее всего не выпадет вновь, но если выпадет, то точно не нынешней России , а достанется по праву новым отдельным субъектам, суверенным странам на месте империи, которым всё равно придется работать со своим прошлым так, чтобы никто году этак в 2055-м не читал в ШИЗО книгу Щаранского, умалчивая о геноцидальной имперской войне, ведущейся и нашим именем, думая: надо же, всё как у меня.» (оригинал тут: https://navalny.com/p/6651/)
С пожеланием свободы и долгих лет жизни,
Уважающая Вас как отважного, верного себе и своим принципам человека, солидарная с Вами как с политзаключенным и жертвой произвола, но не поддерживающая Ваши имперские идеи и Вас как политика,
К.Марголис «