Уже ни клуб юных искусствоведов, не занятия латынью, ни просто чтение. Кроме того, в родной спецфранцузской школе все не ладилось. Одноклассники радостно списывали на контрольных, но в грош не ставили, на дни рождения не приглашали, а когда случалась школьная вечеринка - "огонек", то мучительное ощущение собственной непричастности к этой советской подростковой жизни и неуклюжие попытки мимикрии вызывали лишь еще большие терзания и приступы презрения к самой себе. На школьном небосклоне был зато прекрасный юный учитель математики. Интеллигентный, только что закончивший университет он не очень вязался со школьной реальностью и потому, возможно, они сразу нашли общий язык. Класс его не слушал, на уроках все стояли на ушах, а девочка пристраивалась на первую парту и с удовольствием внимала златокудрому принцу, поющему о квадратных уравнениях. Собственно, не исключено, что отсюда и родилась любовь к математике, на крыльях которой, казалось, можно покинуть убогость школьной повседневности. Наступало время решительных перемен. Раз математика - значит, попробовать поступить в знаменитую 57ю школу в маткласс. Говорят, это безумно трудно, почти невозможно, но оттого еще притягательнее эта снежная высота чистого прекрасного математического знания о мире.
Наступил день первого вступительного испытания. Под сень школы вошла как в храм. Плиссированная отглаженная юбочка, польская кофточка в цветочек, и маленькая бархатная ленточка-бантик вокруг воротничка - почти гимназистка. Поступающих в 8-й математический класс было великое множество. Разделили на группы, развели по разным классным комнатам. Надзирать за экзаменами посадили по паре десятиклассников. Преподаватели же курсировали из одного класса в другой. Класс был полон. Выдано было 20 задач, из которых для прохождения в следующий тур надо было решить половину. Всего туров предполагалось, кажется, пять. Села где-то в серединке, чтоб удобно и незаметно, достала пенал с выдвигающейся линеечкой и погрузилась в задачки. Они были разные, но совсем не простые и до перевала было ух как далеко, когда она случайно подняла глаза и заметила, что один из "учителей"-старшеклассников вовсю таращится в ее сторону, да еще подталкивает напарника и что-то ему нашептывает. Ясно. Опять и здесь на меня показывают. Значит, что-то все-таки со мной не так. Может растрепанная? Да нет. Ленточка, аккуратно завязанная мамой на конском хвосте на месте. Кудряшки убраны. Челка не растрепалась. Кофточка не расстегнулось. Может, чернилами лицо запачкала? Вроде, тоже нет. Ну мало ли что. Может, просто показалось. Нечего глупости думать. Просто сосредоточиться и попытаться решить следующую задачу. "Турист поставил палатку на склоне под углом..." Нет ,все-таки он на меня определенно таращится. И только на меня. Может, у меня такое глупое лицо, что сразу понятно, что я решить ничего не могу?
"Учитель" встал и начал ходить по рядам, нарочито замедляя ход у ее парты. На третьем проходе наклонился и прошептал в ухо "тут надо провести касательную" - и отправился на свое место. Ну конечно! Касательную! Какая я дура, могла догадаться.
Когда сдавали работу, он взял ее у нее сам. Внимательно просмотрел и спросил:
-а ту задачу с касательной Вы почему не записали?
-ну это же Вы мне ее подсказали, я-то ее не решила.
Он посмотрел на девочку с нескрываемым удивлением. Наверное, правда дурочка.
И все же во второй тур она прошла. На этот раз условия были другие. 5 трудных задач на 2 часа.
Снова развели по классам. Народу было уже значительно меньше. К ее великому облегчению, в ее классе дежурили какие-то новые незнакомые "учителя", и можно было сосредоточиться на задачах.
Две решилось сразу, а третья завязла. Туда-сюда. Как соты без меда, в десятый раз она пережевывала условия, чтобы снова понять, что пошла по ложному кругу... Дверь отворилась, и - о ужас... в класс вошел мой "учитель" с первого собеседования. Подошел к другим "учителям", побеседовал и снова начал прогуливаться по рядам, как в тот раз. Он наклонился к ней и прошептал: - У Вас есть пенал?
- О Боже, - подумала глупая девочка, - он, видимо, считает, что я совсем не гожусь для этой прекрасной школы и думает, что у меня даже пенала нет.
И она с гордостью протянула ему пенал. Тот самый, с выдвигающейся линеечкой. Он взял его и вышел. Вернулся минут через 15 и положил пенал на парту и вышел. В пенале была сложенная промокашка, исписанная бисерным почерком, с решением всех задач.
- Вот это школа!, - подумала девочка, - Они не только хотят умных детей, но и честных. Он, конечно, проверяет меня, испытывает.
И она спешно сложила бумажку и демонстративно отодвинула от себя пенал. Она была поражена, сконфужена и не могла ни на чем сосредоточиться.
Третью задачу она так и не решила. Кое-как четвертую. И пятую с глупейшей ошибкой.
Когда время истекло, она сдала работу и вышла в коридор.
Там ее ждал "учитель".
-Ну, на этот раз все в порядке? - с улыбкой спросил он
- Ну так, три задачи из 5 решила, - смущенно промямлила
Он посмотрел на нее дико, словно древнее ископаемое вылезло из раковины и разговаривало с ним.
- Как это? Я же Вам ВСЕ задачи написал...
- Ну, это же Вы написали. Это Вы решили , а не я . Это же нечестно. Я это понимаю…
От патологической честности глупой девочки он схватился за голову.
На следующий тур он насильно усадил меня перед собой и надиктовал первые задачи, только после этого милостиво разрешив решать самой остальные.
Следующие туры экзаменов я прошла уже сама и поступила в мат класс.
Я вспоминала об этом юмором. Была даже благодарна своему "учителю", тем более, он эмигрировал той же весной и никак не воспользовался плодами своих трудов да и , похоже, помогал девочке искренне . Он не участвовал в знаменитых дележках учениц и прочих гадостях, которые я позже с лихвой хлебнула, будучи уже студенткой. https://www.facebook.com/10000113922634 … 13662819/?
Спустя 30 лет он даже нашел меня через фб и приехал навестить в Венецию со своей дочкой.
Потом истории в этой школе были уже совсем другие. Фигурант-историк растлитель Меерсон пришел туда позже. Сейчас он скрывается от уголовного дела в Израиле , но, надеюсь, не долго. Либо суд, либо лишение гражданства и экстрадиция. https://m.facebook.com/story.php?story_ … 3797510799 Второй фигурант — математик Давидович сейчас уже сам экстрадировался в мир иной. Все это было много поезде, даже позже, чем училась моя сестра и брат. Однако попустительство безобразий со стороны отдельных пеподавателей-мужчин было и при нас. Это не осуждалось. Считалось нормой. Как и сейчас. И мой университетский опыт недавний свежий римейк этого травматического опыта в «Свободном университете и профессором Гусейнова , с которого , конечно, по созвучию—как с гуся вода — и связка его и дочери политбюро-ГКЧП Лукьяновой и движения «Наши», плавно переходящего в «Новую газету» в лице Кирилла Мартынова не удивляет. https://www.facebook.com/10000113922634 … 40878015/?
Да и прямая связь с нынешней войной и летящими прямо сейчас на Харьков ракетами мне давно очевидна.
Всё связано.
Имперство, мизогиния, нормализация насилия (от вербального до физического), дискриминация (от сдам квартиру лицам славянской внешности до «сразу видно баба за рулём»), гомофобия, шовинизм всех сортов. Осознание этого как одного явления займет еще немало времени. Но это не значит, что над этим не нужно работать сейчас.
Из 57й школы я ушла сама и не поэтому. Я раздумала заниматься профессионально математикой, и мне было там несвободно, хотя именно во имя свободы приносились всевозможные жертвы и совершались компромиссы. Дух "величия-нашей-школы-окруженной-врагами-которые-только-и-ждут-чтоб-ее-разогнать" позволял оправдывать что угодно. как это бывает в таких случаях, из такого культа растет масса безобразий, ибо "нам можно то, что другим нельзя". А если дело заходит слишком далеко и выходит на поверхность, то тогда начинаются крики, что "мы не должны подводить школу", что мы и так в окружении врагов и замалчивание проблем и нарушений- единственный способ спасти нашу-дорогую-57ю. Так формируется двойная мораль не только у взрослых, но и у детей. И допустимым оказывается то, что абсолютно недопустимо. Вплоть до педофилии.
Двойные стандарты при шаткой этике, увы, становились все отчетливее по обе стороны баррикад. Это был самый очевидный итог путинской эпохи уже в середине 2000х. Растление умов. Открытая декларация и даже бравада тем, что еще недавно считалось неэтичным. Одна мера для "своих", другая для всех остальных. Идет ли речь о дворцах и частных самолетах или же о допустимых правилах поведения среди тех , кто «противПутина». Да, 57-я школа всегда была островом свободы, неподцензурности, вольнодумства— а потому закрытости, исключительности, элитарности— из одного следовало другое, а из другого всегда развивается третье: сектантство, нарушение границ, абьюз .
Похожее довелось наблюдать в отрочестве даже в диссидентской среде- когда некое непотребство нужно было принимать как должное, потому что на другой стороне качелей была советская власть и КГБ. Да, это издержки закрытого сообщества, в большинстве своем состоящего из замечательных людей. Неминуемая и все растущая этическая плата существования островков свободы в несвободном общества очень высока и часто приходит к своей противоположности. Жертвы (режима, преследований, дискриминаций) внутри закрытых сообществ «своих», призванных их защитить, в отсутствие внутреннего контроля и при постепенно становятся агрессорами потакают или нормализуют агрессию в своей среде. (Не это ли сейчас происходит со многими израильтянами?)
Когда педофильский скандал в 57й стал публичным, то самым шокирующей для меня была реакция родителей. (Теперь-то я вижу, что это была микромодель будущей реакции хор.ру на войну). Близких по духу, свободных, работающих в благотворительности, пишущих первоклассные тексты, смело говорящих о нынешней власти... едва затронуто их собственное благополучие и комфорт их детей ( а речь все же о комфорте, а не о страданиях), их позиция менялась с точностью до наоборот. (Первой за это тогда ратовала преподавательница школы и одновременно директриса и благотворительница, активистка хосписного движения Нюта Федермессер — именно она выступала против окраски и на полном серьезе говорила, что дело нужно решить тихо «между влиятельными родителями». ).
Из воспитания полностью ушла идея о том, что дети не только объект охраны и защиты, а люди, которым приходится выбирать между добром и злом. Не потом когда-то, а сразу. Этому и учат родители. Если речь идет о критике власти или о сталинском прошлом , то и родители тверды в своих ориентирах, которые они передают детям. Как только речь зашла о каких-то чужих детях, пострадавших от круговой поруки родной 57й, то обвинения, что все это делается ради разгона школы, что Лева-Петя-Вера-Гриша здесь ни при чем, что во имя нынешних детей нужно молчать, а каждый и особенно каждая, кто позволит себе вспомнить или написать плохое, льет воду на мельницу лайфньюс и первого канала. И вообще «где вы были столько лет-нужно было обращаться в прокуратуру (это 13-14-15 летним девочкам!) , а сейчас уже молчать.
«Увы, глубинная логика такой защиты та же, что в "защите" новых поколений от памяти о сталинизме и Гулаге -всегда приводит к новому витку попустительства, а значит, к тому, что все может случиться опять. «— написала я в фб в 2016.
И оказалась печально права.
Сегодня я послушала новую серию расследований уже по-английски и узнала там знакомые имена и фамилии. И ужаснулась. И поняла многое и о себе. Я всегда удивлялась своей способности наступать на одни и те же грабли и доверять снова и снова. Винила себя за неразборчивость и глупость. Оказалось, это общее место.
Вопреки тому что, кажется , что мы извлекаем уроки, оказывается, что современная психология прекрасно знает, что единожды став объектом харассмента, мы ещё легче попадаем в сети тех, кто чувствует нашу уязвимость и психологически играет на ней, выступая в роли «лучших друзей», «психологов» или «наставников» и лишь создав этот мостик доверия, затем скидывают овечьи шкуры и легко перебегают по нему уже совсем в другом качестве ( в качестве всё тех же хищников, харассеров и абьюзеров) , что становится дополнительным шоком и ретравматизацией для их жертв.
На днях в Венецию приехали двое моих бывших колллег по «Свободному университету». Они специально поменяли свой маршрут, чтоб заехать и лично выразить мне поддержку после того, как «Примирительная комиссия» встала на сторону силы и вранья, а вместо Гусейнова из «Свободного « университета ожидаемо убрали меня. https://www.facebook.com/10000113922634 … 01231310/?
И мы сидели на венецианском солнышке на площади у нашей галереи и я впервые наконец позволила себе не быть сильной , а искренне рассказать о том, чего это всё мне стоило и как важна любая поддержка. (Боря и Джейрен , я вам бесконечно благодарна !). Впрочем, всё к лучшему. Сам университет тоже оказался фикцией, как огромное количество хорошерусских проектов и затей.
Страна фасадов— написал о России маркиз де Кюстин.
Страна фасадов. Люди фикций.
Сегодня я слушаю этот подкаст через призму всего того, что узнала о бывшем «своем круге» за последние два с половиной года. Послушайте и вы.
https://podfollow.com/the-adults-in-the-room/view
И конечно, было бы так удобно, чтобы это было похоронено и забыто. На это же рассчитывают и те, кто. «Конечно же, не поддерживает», но сейчас со вздохом пережидают «это турбулентное время «. Ведь больше всего агрессору нужно , чтобы все это медленно погружалось на глубину лет, через которую не докричаться. Потому что это то тайное, которое не должно стать явным , потому что это то, за что придется отвечать. Примо Леви (и многие survivors) писали, что главное, ради чего они хотели выжить и выйти из этого ада, была уже не жизнь (жить многие так и не смогли), а свидетельство. Главное было выйти, чтобы рассказать. Словом. Словами. И ночные их кошмары рисовали им такие картины: вот они возвращаются, они пытаются рассказать, а их не слушают или не понимают или не верят или у них нет слов…Такие кошмары снились почти всем, – говорит Примо Леви. На фоне нынешней геноцидальной войны , глядя на кадры происходящего прямо сейчас под Харьковым не сравниваю опыт и ужас, но ощущаю глубокую связь и преемственность. И я кожей чувствую, что мои сестры и братья по харассменту или даже абьюзу ощущают нечто похожее.
Не смейте призывать никого молчать.
Жертвы молчали не только в этой, но и в мировой истории слишком долго.
Автор
Katia Margolis
PS Сначала я хотела поставить к этому посту две фотографии : а первой тогдашняя 13 летняя я , а на второй —я её (эх, такую красивую!) всё же не ставлю из соображений безопасности —сейчас моя младшая 13 летняя дочь, которая (я вижу это ежедневно) , не дает даже толики мизогинии пройти незамеченной, которая знает свои права, знает, что такое границы и достоинство не на словах, а на деле и потому, я верю, никогда не позволит с собой так поступать. Никакой прогресс не происходит сам по себе. Это иллюзия. За ним всегда стоит мужество и упорство тех, кто не готов принимать окружающее нормализованное зло как норму. Моя дочь сегодня и завтра не позволит с собой и с другими поступать так, потому что нашлись люди, которые не побоялись начать говорить об этом и сделали то, что было принято считать нормой— недопустимым.
Первопроходцам и -проходимицам (в отличие от проходимцев) никогда не бывает легко, но я знаю, что всё не зря. Мое глубочайшее уважение, восхищение и благодарность авторам подкаста и всем решившимся свидельствовать.