Кто там у нас дежурный по Марголис? Привет ведь болезную. Сегодня очень масштабный обстрел.
Katia Margolis
И пока в Берлине и других городах заканчивается митинг.ру воскресного дня, займемся и мы немного воскресной лингвистикой
1. Моя благодарность Илье Яшину и Михаилу Козыреву за прекрасный лингвистический пример того, о чем я писала несколько дней назад в своей статье на радио «Свобода» «Слова имеют значение» (ссылка в комментарии ).
Лучшего и более наглядного примера неуместности употребления в контексте реально идущей войны вросших в русской язык милитаристских метафор, чем название интервью Яшина найти было трудно, обязательно включу в свою книгу.
«Я иду по минному полю»— это Яшин идет, если вы не поняли. Не знала, что улицы Берлина тоже уже заминированы…
А если серьезно , то советую Яшину обратиться к украинцам и к доктору Andrey Volna , чтобы узнать, как именно выглядят люди, которые действительно в прямом, а не в цинично-переносном смысле идут по минному полю своей земли, заминированной россиянами, которые, конечно же, не Путин (см п.2). Парочку фотографий прикрепляю для наглядности. Если Яшин и его соратники переведут немного денег в фонд Евгения Чирикова «Украина: спаси конечность раненому»— (реквизиты в комментарии) это будет лучшим итогом сегодняшнего митинга.
2. В коммуникации есть понятие адресата. Я никак не могу понять, кто адресат основных трех призывов Навальной-Яшина- Кара-Мурзы (см. скриншот). Вроде, как первый и третий - это требования к нынешней российской власти и Путину, но тогда выпадает второе — вряд ли даже российские политики будут требовать, чтоб унтер-офицерская вдова сама себя высекла, а Путин сам себя отдал под суд…Если же это требование/призыв к западу, то непонятно, наоборот, почему запад должен выводить их Украины российские войска, которые он туда не вводил и освобождать политзаключенных, которых он никуда не заключал. У меня от этого алогичного набора высказываний в воздух создается ощущение легкой шизофрении и раздвоения сознания . Я искренне не понимаю даже на уровне грамматики и семантики, кто тут субъект, кто объект, а кто адресат. Боюсь, что авторы этого политического курса — тоже.
3. Лозунги на митинге. Помимо бросающегося в глаза типового дизайна, лингвистическая их часть тоже достаточно показательно единообразна: и тут классические безличные конструкции.
«…Моя страна превратилаСЬ. В ГУЛАГ— вдруг взяла и по мановению воошебной палочки злых сил сама превратилась. Никогда не было и вот опять…. ).
И поражающая своей циничной безличностью и перевернутыми акцентами «Более 78.000 военных РФ ПОГИБЛО в Украине». Что означает этот лозунг, кто его адресат и почему он вообще присутствует на антивоенной демонстрации?
«более 78.000 солдат Рейха полегло на полях Сталинграда…» So what?
И при этом опять гигантская фигура умолчание размером с Украину , со 120 запущенных в нее сегодня российских ракет, с семью Кулик и Базилевичей, с маленькую Лизу из Винницы, с Киру из Одессы, с ежедневные похороны, ночные обстрелы, с разрушенные города, с похищенных детей, с пытаемых Азовцев и других пленных украинцев (лозунг « свободу политзаключенным» - своим, нашим я видела, лозунга «свободу украинским пленным » не заметила ) . Эта фигура умолчания из никогда не написанных книг, не снятых фильмов, не станцованных и не спетых партий, размером со звенящую тишину и шелест десятков тысяч флагов на свежими могилами, и с выведенной детской рукой тетрадной странички «У меня умерло две собаки и бабушка Галя и любимый город Мариуполь за это всё время” . Эта фигура умолчания призвана не назвать геноцид геноцидом. Его вели в том числе и эти 78.000, которыми потрясает и думает кого-то потрясти неизвестный россиянин в Берлине . Хорошая новость как раз состоит в том, что их теперь на 78.000 меньше, плохая, что их тьмы и тьмы и тьмы. “
4. Кара-Мурза на акции в Берлине тоже сказал, что война ведетСЯ «от имени нашей с вами страны» Каждый день в Украине ГИБНУТ мирные люди, дети. РазрушАЮТСЯ дома, больницы, школы…»
До сих пор все это привычно безлично и бессубъектно и вдруг ….ооопс! : «все это ПУТИНСКИЙ РЕЖИМ совершает от ИМЕНИ нашей с вами страны. Под российским флагом, ОТ ИМЕНИ всего российского общества»
От имени? Ну хорошо , предположим… А кто тогда режет, стреляет, наводит, пытает и главное— старательно не замечает? Наверное, я туповата, но мне опять ничего не понятно. «Режим» это что? И кто? Сколько людей в «режиме», а сколько вне его? Я правда не понимаю. И подозреваю, участники митинга этого не знают точно так же. Принимать желаемое за действительное— сомнительный метод познания , да и оружие политической борьбы тоже слабоватое.
В том же Берлине почти на 80 лет раньше известная американская фотожурналистка Margaret Bourke-White записала: «Немцы ведут себя так, как будто нацисты – это какая-то чуждая раса эскимосов, пришедшая с Северного полюса и каким-то образом вторгшаяся в Германию»
По словам Кара-Мурзы, с начала вторжения в Украину кремлевская пропаганда «делала все, чтобы весь мир поверил, что все российские граждане поддерживают эту преступную, агрессивную войну» . «Правда ли это?» — спросил участников акции политик. «Нет», — прокричали собравшиеся. И мир, конечно, прослезился и принял россиян в свои объятия…
Впрочем, говорят, некоторые участники таки сказали: «Правда» (видео с акции передали корреспонденты Би-би-си,).
5. Ну и , конечно , главный лозунг мероприятия—любимое российское : «нет войне», значение которого тоже, тем более на третий год полномасштабной имперской геноцидальной войны, мне лично совершенно не понятно... Это «нет» оно кому? И на каких условиях?
Война давно идет, оккупированы территории и люди, Россия ведет геноцид... россияне вторглись в чужую страну и убивают ее граждан только за то, что они украинцы… это неприемлемо, недопустимо, не нормально и не может быть нормализовано и оправдано, этому нужно всячески противостоять и главное помогать жертвам агрессии ей противостоять — это мне понятно.
А «Нет войне» — не понятно.
Война это не живое существо и не стихийное бедствие. Ее ведут люди. Тысячи, десятки тысяч, миллионы россиян вовлечены в пищевые цепочки войны. Это « нет» им? Но ведь по мнению организаторов это «война Путина». И в интервью Юлия Навальная прямо говорит, что «Путин должен перестать стрелять пр мирным украинским городам». Я не очень понимаю, как именно уважаемая вдова Навального представляет себе военные действия в течение десяти лет и трех из них полномасштабных—и сколько рук, ног, глаз и голов у «этого человека «(не находите, что зеркально очень похоже на путинское «этот господин «?). Она очень желает поражения этому страшному многорукому и многоокому шивообразному монстру , но совсем не желает поражения своей стране.
Томаса Манна Юлия явно никогда не читала. Может, в Берлине у кого-то найдется книжка ей одолжить?
6. Вроде как, в противовес этому должны радовать плакаты «We stand with Ukraine”— но реальное содержание и этого лозунга на третий год геноцида мне тоже не понятно. Вроде как Ukraine не stands, а сражается: fights, resists— что угодно , кроме пассивного stand… а тех россиян-добровольцев , кто как раз сейчас fight with Ukraine— их эта российская оппозиция как раз всеми силами НЕ поддерживает и просто старается не замечать.
7. И наконец контекст : митинг проходил в Берлине. Россияне очень старательно всегда обходят «плохие районы», «турецкие и арабские гетто» , но немецкого языка и даже английского на митинге не звучало. Российские эмигранты вышли «за россиян, которые не могут выходить и вынуждены молчать»
Полное выпадение из контекста, железный занавес в головах, внетерриториальность и внетемпоральносто очень типичны для российского имперского эгоцентризма. Сам Берлин, исторический и нынешний контекст Германии, Европа— все это мимо и побоку. Контекст украинцев тоже. Это просто декорации и плацдарм для хороших.ру. Они же против Пу. Как в том старом анекдоте про россиянина на границе: «Occupation?” -“No, just visiting…”. .
Представим аналогичную демонстрацию турецких эмигрантов против Эрдогана (писала уже про отличие от ‘российских релокантов’— которые «белая кость «——чисто переехали по делам и временно и , конечно, не чета всяким мигрантам и беженцам , но при этом именно они и есть главные жертвы и в качестве таковых должны быть главными бенефициарами западной помощи ) . И реакцию на такую демонстрацию этих самых релокантов.ру. Представили?
8. И напоследок. В прошлом году мне случилось наблюдать наглядную до уровня притчи сцену в Тбилиси. Митинг памяти 9 апреля у Парламента. Русские танки, саперные лопатки зияют болью и яростью в каждом зрачке. Память никуда не ушла. 1989, 2008 Never again….Через толпу митингующих протискивается моментально узнаваемая парочка: хипстерская одежка, наушники, да и говорят громко по-русски. Они идут по своим делам через грузинский митинг в минуту молчания, как через лес. Они не видят людей, так гостеприимно принявших их, граждан страны-оккупанта, не видят собравшихся сегодня вспомнить жертв их собственной империи, они ничего не знают и не пытаются узнать, поэтому они даже не пытаются построить причинно-следственные связи своего нахождения в Грузии и агрессий России против этой страны — они просто релоканты (=оккупанты квартир, коворкингов и ресторанов) , а местные это просто фон: толпа мешает им перейти проспект, они раздражённо вполголоса, даже не задумываясь , что все прекрасно понимают русский язык, бросают друг другу: «о господи, опять ТУТ У НИХ какой-то митинг».