#p329396,Ma baby написал(а):А он уклонялся?) Его никто и не трогал.
Следственные действия с Валерием Шляфманом
править
Шляфману заочно было предъявлено обвинение по статье № 106 Уголовного кодекса РСФСР — убийство по неосторожности. 6 июня 1992 года прокуратурой Санкт-Петербурга дело было приостановлено по статье № 195 часть I (подозреваемый скрылся от следственных органов). В сентябре 1992 года в Израиль в служебную командировку был направлен начальник следственной части прокуратуры Санкт-Петербурга Олег Блинов, который должен был прибыть в израильский город Рамат-Ган, где на тот момент проживал Валерий Шляфман[4][41]. 25 сентября, через день после прибытия Блинова в Тель-Авив, заместитель Генерального прокурора России Евгений Лисов факсом направил в посольство России в Израиле письмо для Министерства юстиции Израиля, в котором просил помочь Блинову провести следственные действия, что не соответствовало нормам международного права. Командировка не была согласована с правоохранительными органами Израиля, а требования допросить гражданина Израиля противоречили нормам израильского законодательства, и поэтому она оказалась безрезультатной. Блинов, пробыв в Израиле 19 дней, не смог ни допросить Шляфмана, ни встретиться с ним[45].
В начале 1993 года Генеральный прокурор России Валентин Степанков через МИД России обратился в Министерство юстиции Израиля с письмом, в котором просил арестовать Шляфмана и выдать России для привлечения к уголовной ответственности. Между Россией и Израилем отсутствовал договор о взаимной выдаче преступников. Израильская сторона в ответ сообщила, что запрос был переадресован в израильскую прокуратуру с просьбой оказать российской стороне правовую помощь, после чего некоторое время данная тема развития не получала. В мае 1995 года исполняющий обязанности Генерального прокурора России Алексей Ильюшенко направил письмо государственному прокурору Израиля Дорит Бейниш, которое также осталось без ответа[45].
В 1997 году между Россией и Израилем было заключено межправительственное соглашение о совместной борьбе правоохранительных органов России и Израиля с организованной преступностью, согласно которому появлялась правовая основа для постановки вопроса о взаимной выдаче преступников[4]. По запросу к полицейскому атташе Израиля в России Арону Талю от 23 апреля 1997 года, инициатором которого являлся Музей Игоря Талькова, 25 июня 1997 года был получен ответ, что Министерство юстиции Израиля готово сотрудничать с российскими правоохранительными органами в расследовании дела об убийстве Игоря Талькова и готово начать следственные действия в отношении Валерия Шляфмана после получения от прокуратуры России следственного поручения. В этом же году материалы комплексной экспертизы прокуратуры Санкт-Петербурга 1992 года были переведены на английский язык и отправлены по официальным каналам в Министерство юстиции Израиля. Генеральный прокурор России Юрий Скуратов сообщил, что в случае, если в Израиле сочтут предоставленные доказательства достаточно убедительными, Шляфмана будут судить в Израиле[55]. На этом российская прокуратура полностью завершила свои действия по данному делу, а в Израиле дело развития не получило.
Арон Таль, бывший полицейский атташе Израиля в России и первый официальный представитель министерства внутренней безопасности Израиля в Москве, в 2011 году сказал, что в Израиле Шляфмана никогда не подозревали в убийстве Игоря Талькова. Он обратил внимание, что Шляфман репатриировался не сразу после открытия уголовного дела по факту гибели Талькова и от следствия не скрывался. Таль сообщил, что знакомился с материалами этого уголовного дела и отрицает виновность Шляфмана[56].
В ноябре 2012 года Валерий Шляфман, который взял фамилию своей второй жены[57][58] и теперь является Высоцким, дал видеоинтервью российским СМИ, в котором указал, что не считает себя виновным в убийстве, его выезд в Израиль не следует расценивать как бегство от правосудия, потому что он уехал не сразу, а почти через полгода после убийства. Также он заявил, что для него «виновный был найден в день убийства» и что «никто не хочет, чтобы его уголовное дело довели до конца». Шляфман считает основным виновником произошедшего Игоря Малахова[59].