Падаждите, я еще с глазами разбираюсь) Оказывется, у Воланда в начале романа правый глаз черный, а левый - зеленый, а в сцене бала правый с золотистой искрой, а левый мертвый, черный.
По поводу жанра. Мастер и Маргарита не является автобиографическим романом. Автобиографический роман - это отдельный жанр, это не мемуары и не документалистика, а литературное произведение.
Я говорю о другом, что биография писателя отражается в его творчестве вольно или невольно. События его жизни, окружающие люди, семья сформировали его как индивидуальность и через призму точки зрения этой личности создается литературное произведение.
Незаконченность романа и отсутствие авторской правки Мастера и Маргариты не дает возможности точно утверждать: покой - это награда для мастера или его наказание. Можно привести много доводов за и против и в самом романе и в биографии автора. Это как с глазами Воланда - можно долго спорить, где же автор описал глаза верно.
Оставляйте свои произведения с открытым концом - и внимание гарантировано на столетия.
Ой, ну глаза вполне могут быть не зачищенным косяком, как исчезновение Геллы или путаница с датами, когда совмещаются реалии конца 20-х и Гражданская война в Испании.
Я считаю что чудовищно зацикленный на себе Булгаков, котрый каждую свою обиду старательно излагал в письме или Сталину, или другим членам правительства, просто не мог не изложить в своем последнем произведении свой взгляд на самого себя. Чего ему не додали, в чем он виноват, что сделал не так, и как плохо должно быть тем, кто его не оценил.
Интересно, что есть упоминание фразы Булгакова, сказанную им, когда он в очередной раз начал доставать правительство способами о квартире побольше. Его попросили написать в ответ пьесу к 20-летию революции и он сказал, что ради квартиры дьяволу продастся, не то что МХАТу.
Отредактировано Посторонним В. (2024-01-27 22:03:56)