Закончили мы наш курс очень важной лекцией
«Вина и ответственность «. (Ссылка в комментариях)
Я много об этом думаю. Мы много это обсуждали.
Мы не можем остановить ракеты. Но можем и должны расчищать морально- культурные завалы прошлых и нынешних преступлений и докапываться до корней. В том числе, в сознании.
Только это (не только для людей с российскими корнями , но и развенчание мифа и методов пропаганды «великой и таинственной» русской культуры и всегда сопутствующих им агрессий и диверсий в мире ) вкупе с международными гарантиями Украине (и другим соседям РФ ) может стать хоть какой-то прививкой от не повторения .
Все наши лекции в открытом доступе:
-мои лекции о русской культуре и колониализме
-лекции Michael Yudanin о философии и истории колониализма ,
-лекции Julia Khazagaeva о колониализме, о создании образов нерусских народов в советском и российском кино ,
-лекции Vladimir Ponizovskiy о психологии колониализма, об идентичности, ценностях, выборе
- лекции наших гостевых спикеров и спикерок за два года в главном модуле курса «Ничего о нас без нас»:
Раджана Дугар-ДеПонте . Колонизация Сибири, Дальнего Востока и Аляски
Мария Очир Горяева Колонизация Калмыкии
Петр Мицнер, Антиимпериалистический проект в Польше и доктрина Гедройца
Сергій Громенко . Украина и имперский проект Россия
Игорь Кравец, Два города двух империй.
Одесса и Львов . Как развивался польский и русский антиукраинский нарратив
Айнаш Мустояпова, История колонизации и проблемы деколонизации Казахстана
Майрбек Вачагаев, Кавказская карта в Российской политике завоевания, или Северокавказский барьер на пути продвижения на юг Российской Империи
Владимир Хамутаев, Исторические и социальные последствия вхождения бурят-монголов в состав Российской Империи
Руслан Габбасов, История колонизации Башкортостана и башкирского национально-освободительного движения
Павел Суляндзига : Удэге в борьбе за свои права - "русский мир" глазами нерусского человека
(Это свидетельство я рекомендую особо— ибо даже зная все, что я знаю, история мальчика маленького северного народа удэге, пережившего интернат и все то насилие и унижение, что переживают все такие дети — вплоть до битья за пользование родным языком (сама практика обучения детей малых народов в интернатах в отрыве от родителей и среды, признанная во всем мире геноцидальной, по-прежнему в ходу в России) и ставшего выдающимся специалистом и активистом в США — этот рассказ пронзил лично меня до основания. )
И много новых лекций, докладов и свидетельств ещё будут в новых выпусках курса.
Ссылка на сайт курса и ютюб канал с записью ВСЕХ лекций (кроме как одной про балет- к сожалению, по желанию лекторки она не записывалась [cтрусила?]) в комментариях .
Почему мы делаем это? Ровно поэтому.
Вина обращена в прошлое. Ответственность — в будущее.
Это та тема, о которой и я не могу перестать думать и писать почти ежедневно .
И вопрос ответственности (коллективной ответственности— как суммы личных и частных со-ответственностей) за нынешнюю войну и геноцид украинцев недаром
вызывает такую острую (я уж не говорю про личный хейт) реакцию тех, кто номинально выступает против этой войны и как раз мог бы дать пример ответственного отношения.
Это запущенная хроническая болезнь, которая создает дискомфорт и самому больному, но он по-прежнему находится в отрицании. Без этого невозможно лечение.
Увы, первейшей преградой на пути этого есть несвобода. Ибо именно свобода является корнем ответственности.
Человек свободный = >человек ответственный.
То, что из всего бескрайнего семантического поля значений слова «ответственность « современные носители русского языка выбирают узкий коридор смысла словосочетания «уголовная ответственность « не случайно. То, что главная реакция страх и агрессии даже у тех, кто войну не поддерживает — тоже
Репрессивное сознание травматика и тут безошибочно выбирает несвободу. Страх, боязнь репрессий— главный фактор несвободы.
Вспомним характерное высказывание той же Шульман , адресованной адептам ее секты (в ее воображении- «потенциальному электорату), которой она последовательно с 24 февраля внушает идею «это «они», это «война Путина» , Вы/мы тут ни при чем
По Шульман коллективная ответственность — это” расстрел всей белорусской деревни из-за партизан” и “Холокост.” Заметим, что , например , у Усманова мы прочтем ровно то же: “ "где коллективная ответственность, там нет справедливости”..
Очередная иллюстрация минимальных отличий хороших.ру от плохих и общей платформы безответственности и имперства. В своей части курса я предлагаю студентам угадать авторство некоторых цитат о российском имперстве и колониализме— увы, угадать иногда невозможно— именно в этом спектре высказывания Навальной мало отличаются от Лаврова.
(Вот ещё чистейший образец прислали мне буквально только что. Этот текст Боссарт (см последние два скриншота) был бы неинтересен, если б не его лингвистическая саморазоблачительность со-зависимрсти с властью и советским наследием. Написание моей фамилии с маленькой буквы и во множественном числе — типичный прием вполне себе советского стиля газеты «Правда»
«За кордоном», «задарма»— типичные маркеры советского сознания и миропонимания. С одним не могу не согласиться— страх и свобода действительно несовместимы. Боссарт/Иртеньев уехала от страха. Я лично нет. Они уехали ОТ, я уехала К. Свобода всегда бывает ‘задарма’ ибо человек с рождения наделен свободной волей и одновременно за свободу всегда нужно платить— временем, силами, комфортом, рисками разного порядка—ибо это ежедневный выбор, где бы человек ни жил. И то, что у той же Боссарт непонимание самого понятия свободы идет рука об руку низкопробной украинофобией (примеров несть числа)не случайно, а глубоко закономерно.
И никакой круг бывших своих, ставших в той или иной степени СВОими и никакой действительно светлейшей души Левушка (поэт Лев Рубинштейн- вчера была годовщина его гибели) не избавит таких людей от фрустрации от собственной несвободы (вкупе с невежеством, незнанием других языков и с жалким и уже очевидным моральным банкротством, низкопробной лексикой и неадекватным и очевидно дающим трещину самомнением и апломбом). Именно поэтому им так ненавистно и понятие ответственности. Не только коллективной, но и своей собственной.
Именно поэтому они так откровенно травили взявшего такую ответственность и отправившегося работать в Украину и спасать конечно то раненым россиянами и искалеченным российскими минами украинским бойцам доктора Andrey Volna
Основа травли-тоже несвобода. Именно из насилия и права сильного на месте морали и совести вырастает искривленное деревце рабства и дальнейшего тиражирования и легитимизации права сильного, которое и демонстрируют россияне en masse вне зависимости от социального статуса и образования и повода (и не важно , идет ли речь о войне или о плагиате одного из «своих»— механизм один и тот же)
О со-зависимрсти и траматичном сознании людей с национальным расстройством привязанности и наборе соответствующих симптомов мы и поговорили в беседе с замечательной бурятской исследовательницей, антропологом и активисткой, представительницей Демократического движения «Буряад-Монгол Эрхэтэн» в Лиге свободных наций Radjana Dugar-DePonte— ссылка в комментариях.
Повторю, она очень точно охарактеризовала роль российской оппозиции/интеллигенции как со-зависимость. Ровно как супруга алкоголика. Государство-империя пьет, и дебоширит , пропивает семейное состояние, громит и насилует, а интеллигенция страдает, жалуется , ощущает себя жертвой, но при этом прикрывает его, не мыслит себя вне его и тут же с умилением готова поверить любым сто пятьдесят восьмым извинениям, клятвам, гласностям, оттепелям, перестройкам… ну и конечно театрам, выставкам, балетам. Он же обещал не пить, он уже три дня-года-десятилетия не пил/не бил/ никуда не вторгался/никого не бомбил. Он же принес мне подарок/свободу-демократию/президентский грант/радиостанцию, он же так любит меня. А то, что бьет, когда пьет, так мы никому не скажем и сами постараемся поскорее забыть. Он же такой тонкий и талантливый. Великий. Это и есть концепция «Прекрасной России Будущего» , в которой нет места самокритическому пересмотру и взятию ответственности за имперское наследие. (См ниже о ближайших акциях оппозиции.ру)
Из свободы и несвободы вырастают две противоположные и несовместимые этические модели.
Моральные нормы свободы воли: я сделал плохо=> мне от этого плохо (совесть) . Это может иметь плохие последствия по и отношению ко мне . (Внешняя регуляция социума).
Норма «права сильного» и соответственно, Репрессивное/репрессированное (на выходе одно и то же) сознание: я сделал «плохо»=что-то такое, что разозлило старшего по иерархии/хозяина/взрослого/начальство/ => мне досталось =>моя задача выживания/благополучия не допускать этого и избегать репрессий=> стараться превентивно угадывать реакции
Задачи выживания априори противоречат развитию свободы.
И, соответственно, ответственности.
Отсюда всё тот же инфантилизм.
Когда «я» прежде всего объект чьей-то злой воли , а лишь затем и в очень ограниченном смысле субъект собственных желаний и удовольствий — и то даже в этом не по праву свободного выбора, а вме лишь как выданный бонус за пребывание в состоянии объекта.
На тему вины и ответственности на мой взгляд ключевым является написанное не только Ясперсом и Ханной Арендт (и даже это умудряется быть криво прочитанным современными российскими интеллектуалами, где целеполагание такого чтения и очень выборочного и обрывочного цитирования этих авторов— ее поиск истины, а поиск оправданий, авто-апология.
Ключевой является философия одного из моих любимых философов Мартина Бубера и его выдающейся работы «Ты и я». (Обычно под «Ты» разумеют Бога, но мне кажется эта концепция предельно важной именно сегодня и именнно в отношении человека. )
Если другой это не «он», а ты. Если бомбят, насилуют , убивают кого-то, кто не какой-то «он/она» , а твой ты,кто визави и собеседник по невидимому метафизическому, экзистенциальному диалогу, где этот «ты» такой же человек, как «я», то отвернуться, объяснить себе, найти миллион оправданий государственному и частному злу будет намного сложнее, если не невозможней. Это в природе человека.
Недаром вся лингвистическая мощь пропагандистской машины любого тоталитарного государства всегда направлена даже на уровне слов на создание стены из аббревиатур и эвфемизмов, на затемнение простых слов, на слом диалога и горизонтальных связей и на обязательное трансформацию «ты» в каких-то «он/она/они».
Без этого не сработает ни один репрессивный механизм и никакая война. Человек перед судьей/полицейским/ под дулом и прицелом, в крестике наводки ракеты/дрона/неправедного приговора не может быть «ты», он должен обязательно стать «им». Это необходимое и нередко даже достаточное условие.
Ответственность— производное от слова ответ не только по своей внутренней форме, но еще и поэтому.
Взять ответственность— значит войти в диалог с другим. С тем, кому и перед кем ты отвечаешь. С тем /теми перед которыми я могу быьь виноват(а) или могу оказаться виноватым/ой, совершенно быть может, не желая этого. И должнн/должна буду держать ответ дальше и тем самым расчищать дорогу в иное будущее. Страх за свой комфорт—плохой советчик. И попытка избежать этой ответственности будет лишь почвой для взрашивания новых и новых плантаций зла, за которое все равно придется рано или поздно ответить. Только цена будет еще непомерней. И это уже будет не вопросом свободного выбора.
Первой всегда идет свобода. Именно из нее вытекает ответственность. Вина и страх вины не от совести, а из боязни наказания идет первой только в глубоко несвободном сознании и блокирует любое будущее. Что и не устают демонстрировать россияне по обе стороны колючей проволоки в голове и по периметру российского государственного фашизма.
Что же касается оппозиции, то у меня есть вопросы к Яшину Ilya Yashin и Кара-Мурзе (который меня за неудобные вопросы, впрочем, заблокировал). Они на скриншоте.
Если кратко, то
1. Обмен политзаключенных. Не встречаю нигде даже упоминания украинских военнопленных, подвергающихся чудовищным пыткам в российских застенках.
2.Акции 24 февраля Мне не понятно, в чем конкретно будет выражаться поддержка Украины. Фонариками или все же донатами на поддержку воюющих третий год с тем же зло , от которого оказались за решеткой тот же Яшин и Кара-Мурза?
3. Вижу отчетливую попытку маргинализировать переформатировать все более отчетливо звучащую деколониальную повестку под свои нужды и удобство. Вместо идентичности коренных и порабощенных народов попытка подменить это «городами» и традиционным ещё советским имперским краеведением «малой родины»: выпустить пар, но не джина. Здесь вы просчитаетесь точно так же, как в свое время Горбачев с «гласностью, перестройкой и ускорением»— разумеется снос Берлинской стены не входил в планы советского генсека. Но история не спрашивает.
Так и сегодня для Яшина ‘распад России был бы величавшей катастрофой» (найди пять отличий с Путинским «Распад Ссср стал величайшей геополитической катастрофой «).
И если уж мы говорим об ответственности , то почему бы не начать прямо сейчас с самого простого: у ребят на нуле совершенно пришли в негодность армейские ботинки, которые мы с вами покупали почти полтора года назад (в ноябре 2023).
Есть такое английское выражение—walk in someone’s shoes.
По-русски оно переводится первобытно-диковато «влезть в чью-то шкуру».
Я сознательно выбираю английский и вместе с ним выбор цивилизации: прогресс вместо шкур и варварства .
Walk in their shoes.
Я смотрю на их необратимо изменившиеся за три года юные лица , на их покрытые обгорелой землей изношенные ботинки. И они говорят об одном и том же: мы не остановимся, мы будем идти впереди, несмотря ни на что.
Прогресс— и означает движение вперед.
Ответственность обращена в будущее
Walk in their shoes.
На новую машину отряду взамен очередной расстрелянной дал недавно и известный футболист, на другие нужды в отряд прислал значительный донат Вакарчук («океан Эльзы»).
Нам осталось самое простое.
Взять на себя ответственность , walk in their shoes не под пулями и дронами, а просто представить себя на их месте.
«ЕСЛИ Я ОБРАЩЕН К ЧЕЛОВЕКУ, как к своему Ты, если я говорю ему основное слово Я-ТЫ, то он не вещь среди вещей и не состоит из вещей. Он уже не есть Он или Она, отграниченный от других Он и Она; он не есть точка, отнесенная к пространственно-временной сетке мира, и не структура, которую можно изучить и описать - непрочное объединение обозначенных словами свойств. Нет, лишенный всяких соседств и соединительных нитей, он есть Ты и заполняет собою небосвод.<…> Пока распростерт надо мной небосвод Ты, ветры причинности сворачиваются клубком у моих ног, и колесо судьбы останавливается. <...> Ибо Ты больше, чем знает Оно. Ты совершает больше и претерпевает больше, чем знает Оно. Сюда не проникает никакая ложь: здесь - колыбель Подлинной Жизни." (Мартин Бубер "Ты и Я”).
Давайте попробуем собрать ребятам на нуле на новые зимние армейские ботинки.
UniCredit
на имя Марии Терещенко Tereshchenko Marii