Sergey Nikolaevich
9 март в 19:16 ·
Возвращаюсь из Вильнюса, где в эти дни царствует Казюкас. Праздник Св.Казимира, патрона и покровителя Литвы. Весь город в белых палатках. Все чем-то торгуют. По большей части одним и тем же. Как будто одна артель производит известковых ангелов, букеты из засушенной лаванды, дегтярное мыло, керамические плошки и тарелки… Зато во дворце на главной площади открыта выставка из королевского собрания в Вавеле ( Польша) - полотна Тициана и Боттичелли. Все погружено в таинственную полутьму. Фирменный литовский изумрудно-зеленый цвет стен эффектно оттеняет ренессансные полотна. Драгоценное сверкание и переливы красок. Одно из них - картина Тициана «Аллегория любви» - показалась мне очень на тему 8 марта. Мужчина подносит женщине зеркало. Но она туда не смотрит, и на мужчину тоже не глядит, взгляд красавицы прикован к Психее, которая поет. Желанный идеал, ролевая модель - петь, играть, не связывать себя душным придворным нарядом и брачными узами, быть свободной…
Вечером эта мизансцена отчасти повторилась на концерте Людмилы Петрушевской. Вот уж кто не намерен засматриваться в чужие зеркала и заглядывать в календари! Скоро 87. Но она как будто не замечает затейливой комбинации этих впечатляющих цифр. «Такой период - поздняя старость», - пожимает она плечами, примеряя очередную шляпу, и идет петь.
Зал небольшой, но биток. Принимали прекрасно. Были все ее дети - Кирилл, Федя, Наташа… Я давно их не видел вместе. С каждым из них в моей жизни связана какая-то история.
Помню, как ЛС спасала Кирилла от армии. 1985 год. Афганистан. Целая эпопея. У Кирилла уже тогда была маленькая дочка и беременная жена. Но никакие мольбы и уговоры на военкомов не действовали. Положено, значит, будет служить, а жена может сделать аборт. Не первая и не последняя… Такой вот суровый разговор в военкомате. Помог Олег Николаевич Ефремов. В присутствии Петрушевской он набрал какой-то таинственный номер и усталым голосом, но очень многозначительно, как умел только он один, сказал: «Это снова я»… Отбили.
А Федя - это «Коммерсант», «Молоток», сын полка и звездное дитя 90-х годов. Кажется, он умел все: гениально писать тексты, грандиозно переписывать чужие, придумывать заголовки, дружить с такими сложными, неприступными женщинами, как Ирина Александровна Антонова, вести ток-шоу.
В редакции «Домового», где мы вместе работами, его звали «Федрой» , но чаще просто ФПА - Федор Павлов-Андреевич. Кажется, только мы двое были обладателями редких фамилий, звучащих как отчества. Однажды он поехал в Берлин на кинофестиваль. Не уверен, что он посмотрел там хотя бы один фильм. Но чтобы оправдать свою командировку, взял по моей наводке интервью у великой Ширли Маклейн. О том, что она великая, он узнал от меня. Ширли не стала упираться, но для начала задала вопрос, мучивший на самом деле многих: «Малыш, а тебе есть хотя бы 13 лет?». Федя выглядел неприлично юным. Он и сейчас очень молодо выглядит, несмотря на свои почти что уже 49.
А дочь Наташа, артистический псевдоним Smitana , вместе с ЛС была командирована мною однажды в Париж на первую в ее жизни Неделю моды. С юности она была молчалива, аристократична, с тонкими запястьями и щиколотками, как у мамы. Смотреть на моделей, без устали фланирующих по подиуму, ей, похоже, было скучно. Уже очень скоро она сама будет рассекать на модных показах в смелых дизайнерских одеждах и невероятном мейк-апе. К тому же у нее, самой тихой, немногословной и сдержанной в этой семье, вдруг прорезался мощный голос. Впрочем, есть в кого! Сейчас Smitana поет со своим ансамблем. Отличная джазовая певица!
И вот они все + еще какое-то количество прекрасно воспитанных внуков, детей Кирилла, говорящих на четырех европейских языках, составили вчера веселую массовку на концерте своей великой мамы и бабушки. Такая вот «Аллегория любви» по Петрушевской.
Я любовался на «племя младое» и думал, что «поздняя старость» на самом деле должна выглядеть именно так,
в окружении родных и любимых, посреди этого неумолчного веселого молодого гомона. Хотя, конечно, это Божья милость, которая дана только избранным счастливцам. На эти мои соображения ЛС только грустно улыбнулась. Завтра они снова все разбегутся, разлетятся по своим делам. Кто в Лондон, кто в Москву…
старость это великая эпоха
бешенство пола ушло
и подобие мудрости
в душу
как будто снисходит
единственное
что в старости плохо
это то
что она
похожа на молодость
то есть тоже
с годами
проходит.
Интересно как, оказывается, все очень неплохо пристраивались-присасывались.