НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТЫ. НУ И МАРГОЛИШНА ВСТРЯЛА
Не просто так – для дела.
Вот десять авторов, писавших на русском языке, которые считаются «классиками высшего разряда» (составлено по нескольким спискам «Ten Greatest Russian Writers»; там еще фигурируют, но не добирают баллов до топ-тена Gorky и Solzhenitsyn):
Пушкин
Лермонтов
Гоголь
Тургенев
Толстой
Достоевский
Чехов
Булгаков
Бунин
Набоков
Кого из них вы меньше всего любите или больше всего не любите? Ну, или кто тут кажется вам самым «лишним»? И буду признателен, если напишете почему.
(Лично у меня это Тургенев. Всегда казался мне вялым и бескислородным).
Кто хочет кого-то из классиков не полюбить – ступайте по ссылке.
Olexander Starish
с началом оккупации Украины в 2014, Россия на полную мощность запустила проект "Рерусификация Украины", уничтожая в библиотеках на оккупированных территориях ВСЕ издания на украинском языке. Ваше представлении о синонимичности терминов "русский" и "россиянин" органически вписываются в этот проект. Остается надеяться, что хотя бы европейские школьники понимают разницу этих понятий.
Marguerite De Navarre
Olexander Starish в Вашей голове смешалось каша и Вы умедрились запихнуть в эту кашу науку (литературу, лингвистику, историю, этнологию). Нельзя так, надо уметь отделять мух от каши политической пропаганды.
Ликбез: в европейских языках нет разницы между словами РУССКИЙ и РОССИЯНИН, как и между АНГЛИЧАНИН и ГРАЖДАНИН БРИТАНИИ.
P.S. и правильно сказал Petr Kaschenko — АМЕРИКАНСКАЯ литература имеет в себе писателей (и нобелевских) всех этносов и народов Земли, плюс является частью АНГЛИЙСКОЙ литературы. И ничего страшного, никому не приходит в голову оспаривать это (несмотря на завоевания Британской империи, колониализм, работорговлю, геноцид коренного населения и прочие бяки). А у вас тут, прям, какой-то бред и "горе от ума" (мягко выражаясь) — смешались кони, люди и политика, литература.
Michail Stavrianidis
Marguerite De Navarre сегодняшняя варварская и диктаторская Россия не имеет никакого отношения к Европе, по происхождению русских художников практически нет... это имелось ввиду....
Олександр Даценко
Дмитрий Малахов Территория где монгольский хан выдал ярлык на княжение князю Даниле и тем самым основал Московское княжество имеет отношение к Руси точно такое же как США к королевству Англия. Бывшая колония Англии но не Англия. Так и болота это бывшая колония Киевского княжества, но Русь.
Дмитрий Малахов
Олександр Даценко потом центр руси сместился на болота москвы, затем на болота невы, так когда-то и краков, например, был столицей польши, а позже варшава, в чем проблема?
Олександр Даценко
Дмитрий Малахов Вот именно, что в Польше центр сместился когда польские суверенные короли (а не монгольские вассалы) всего лишь перенесли свою резиденцию в рамках одной страны и одного народа.
А на болота Москвы центр никто не переносил, там (не имея ни каких на это прав) просто решили, что они центр. С чего бы это бывшая колония решила, что она центр и имеет отношение к настоящему центру метрополии?
Дмитрий Малахов
Олександр Даценко может, потому что метрополия в результате монгольского нашествия пришла в упадок и навсегда перестала быть метрополией? и митрополит киевский перенёс кафедру на болота, а вслед за ним потянулась и знать
Олександр Даценко
Дмитрий Малахов Последним (перед монгольским нашествием) вел.кн. Киевским был кн.Галицкий Данило, а он (и его потомки имеющие право на Киевский престол) на Москву не переезжали.
То что метрополия пришла в упадок, а в колонию побежали беженцы не даёт колонии прав на метрополию. С таким же успехом можно утверждать, что если знать из россии после 1917 переехала в Париж, то Париж это россия.
Michail Stavrianidis
Елена Солдатова Айвазовский не русский по происхождению...)))
Michail Stavrianidis
Marguerite De Navarre Не одной русской фамилии, кроме Репина.
Бродский , Параджанов..."Русское поле" - почти русская народная песня написана не русским.... Роден , Бурдель, Менье, Моне, и многие другие это французы по происхождению и французские художники... а вот русских фактически нет, мирового уровня , опять же повторюсь....
Александр Глазков
Последние действия россии обесценили все российское, включая писателей. Результат - куда пришли с помощью всей истории и всех исторических личностей - настолько мерзкий, и если это все закончится глобальным апокалипсисом - то в этом вина всех россиян за много предыдущих веков.
Алексей Алексеев
Я в 50 лет перечитал все большие книги Толстого и ничего в них не нашёл. Ничего полезного. И понял, что для школьной программы они вообще бесполезны. Познакомить с Толстым - надо, но не навязывая школьникам «Войну и мир» и «Анну Каренину». А вот «Преступление и наказание» тоже перечитал, и понял, что преступление - это то, как нам в школе Достоевского преподавали. Блестящий писатель! Открыл его для себя по-настоящему!
Katia Margolis
·
«Которую обвиняют в имперскости и прочих тяжких грехах»? Ой, а что случилось???? )(с)Вы же не глухой— не слышите манипуляции? Да, русская литература имперская и прочесть ее через эту призму жизненно необходимо, чтобы читать дальше и вообще куда-то двигаться и сделать какие-то выводы. Предлагаю простой тест:
Урок чтения.
Контрольная работа по не сделанной вовремя работе над ошибками под сирены воздушной тревоги над Киевом.
Краткий тест для самопроверки
1. Первый вопрос из «Войны и Мир» Л.Н.Толстого : «. Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян.Приехав в Киев, Пьер вызвал в главную контору всех управляющих и объяснил им свои намерения и желания. Он сказал им, что немедленно будут приняты меры для совершенного освобождения крестьян от крепостной зависимости, что до тех пор крестьяне не должны быть отягчаемы работами, что женщины с детьми не должны посылаться на работы, что крестьянам должна быть оказываема помощь, что наказания должны быть употребляемы увещательные, а не телесные, что в каждом имении должны быть учреждены больницы, приюты и школы.
(…)�Управляющий не говорил, что это совершенно невозможно; он предлагал для достижения этой цели продажу лесов Костромской губернии, продажу земель низовых и крымского имения. Но все эти операции в речах управляющего связывались с такою сложностью процессов снятия запрещений, истребований разрешений и т. п., что Пьер терялся и только говорил ему: «Да, да, так и сделайте».
Вопрос: Каким образом у Пьера оказались владения под Киевом и в Крыму? Что этому предшествовало и сопутствовало?
2. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
«Павел Петрович остался один и на этот раз с особенным вниманием оглянулся кругом. Небольшая, низенькая комнатка, в которой он находился, была очень чиста и уютна. В ней пахло недавно выкрашенным полом, ромашкой и мелиссой. Вдоль стен стояли стулья с задками в виде лир; они были куплены еще покойником генералом в Польше, во время похода; «
Внимание, вопрос: какого похода и были ли они действительно куплены?
3. Перейдем к поэт «Колыбельная» , М.Ю.Лермонтов
По камням струится Терек,�Плещет мутный вал;�Злой чечен ползет на берег,�Точит свой кинжал;�Но отец твой старый воин,�Закален в бою:�Спи, малютка, будь спокоен,�Баюшки-баю.»
Вопрос: почему «злому чечену» вдруг среди ночи понадобилось ползти на берег и точить свой кинжал, а не спать сном младенца?
Maya Brodotskaya
Katia Margolis Катя, при всём моём уважении к вам, не могу согласиться. Что-то глубоко неправильное в вашем подходе к художникам прошлого с мерками/ осуждениями настоящего, просто абсурдно! Если уж быть последовательными, давайте начинать с древнейших времён всех стран и народов! Что мы там увидим? Воспевание войн, насилия, рабовладения и т.д. Я, во-первых, не считаю, что художник должен творить по требованиям кого-либо, неважно, какие эти требования- либеральные , прогрессивные, или наоборот. Сам факт требований к художнику уже делают их идеологией, а там, где начинается идеология, кончается искусство. Во-вторых, никогда не соглашусь отдать то, что составляет ценность русской культуры, оркам, которые ни к какой культуре отношения не имеют, как не имеют отношения ни к чему человеческому вообще.
Katia Margolis
Maya Brodotskaya учите матчасть— по-английски и на других языках об этом написаны библиотеки, русская культура и ее рецепция современным читателем отстает тут лет 5—-100 —и в каждом университете есть кафедра postcolonial studies — это не требования к художнику, а требования к современным читателям- включая и Вас — уметь различать оптики и перестать тиражировать романтические клише 19го века от»художнике-полубоге».про русскую имперскую литературу отсылаю Вас к классической книге Эвы Томпсон: http://litopys.org.ua/thompson/tom.htm. Вот ее лекция на нашем курсе «Россия и деколонизация: введение»
https://youtu.be/-zy8oRzD8l4
Максим Аба
Тренд не любить классическую литературу был всегда. Тут просто благородный повод добавился. У неучей, невежд и прочего сброда. А уж какой камень с души у тех, кто длиннее комментариев к картинкам в инстаграме ничего не читал. Те кто за Палестину агрессивно ратует, не зная географии и истории, им тоже тренд на Митрофанушку в струю. Пройдет и это. И снова окажутся в выигрыше те, кому Достоевский или Пушкин руки не оттянули.
Юрий Шулипа
Русская литература основана на имперских нарративах, ибо её назначение - укрепление и усиление империи зла.
Vadim Feldmann
Толстой не умеет писать. Он плохо владеет русским языком. Поэтому сильно выделяется на фоне остальных. А вообще классика переоценена. Современная литература лучше. С трендом не согласен
Катерина Лініченко
Россияне страдают от гигантоманію, к сожалению. "Великая русская литература, великие, гениальные писатели... » Интересно, в чем их величие? Почитайте писателей других народов, которых вы все не видите в приюте, хотя они живут с вами, россияне, бок о бок! Почему-то вас не интересуют писатели из Татарстана, Башкирии, Бурятии, Якутии... И это равнодушие к культуре народов, которые на несчастье оказались под русской пяткой, полностью поняли. Потому что может какой-нибудь писатель якутской национальности втянуть свой гений с русским писателем, а?!
Володимир Богданович
Если кого-то интересует взгляд украинского "образованого человека" (специально перечитывал многих из этих авторов уже в зрелом возросте), то в целом это "історичний мотлох", полезный разве что для изучения развития российского имперского сознания (это не ругательство - другого сознания просто не было)... И действительно - Тургенев меньше всего "заслужывает" находиться в этом списке... От голосования воздержусь.
Михаил Беньяш
Нелюбить классическую русскую литературу стоит не за «имперскость», а за выученную беспомощность. За системную пропаганду того, что все плохо, было плохо и будет плохо и надежды нет.
Есть редкие исключения, но даже у Пушкина, что ни глянь, все плохой конец и надежды нет никакой.
Nadiya Lysenko
Володимир Богданович Чехов меньше всех имперский, и родился в этнически украинском Таганрозе и всю жизнь называл себя Хохлом, в империи, которая уничтожала украинское.
Nadiya Lysenko
Володимир Богданович Не могу согласиться во всех случаях, особенно если такой художник назвал себя украинцем, а написал на русском только потому, что империя не оставила ему другого выбора. Три века почти украинцам пришлось создавать письменную культуру свою российской. Я понимаю, что некоторые из них могли быть русофилами и отказаться от своей личности, но не все.
Ksenia Babushkina
Все это я променяю на Пантелеймона Романова. Никогда в россии о нем не слышала, приехала в Украину - любимый писатель стал. Потому что в Украине о нем знали. Но сейчас, вообще, ничего российского не читаю, мозг выносит. Только Жадан, только хардкор
Vazha Gaprindashvili
Это не тренд, а поменялись ценности, высказывания Пушкина о кавказских народах стали неприемлемым. Все переосмыслили русскую классику.
Когда читаю стих Лермонтова он пишет
Кавказ! Далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Понимая то что он служил Россиисккой армии которая утопила весь Кавказ в крови и в тот период как много плохого сделала Россия для Грузии, для меня это лицемерно... примеров можно приводить сотни, на пример у Тургенева Отношение к женщинам: В романе "Отцы и дети" образ женских персонажей иногда подвергается критике за чрезмерную эмоциональность или непоследовательность, что соответствует патриархальным взглядам того времени.
Русская классика не отвечает на вызовы XXI века, она стало просто не актуально. А русский народ место того чтоб это понять обижаються на всех когда со школьных програм убирают русских авторов в бывших странах СССР и видят след американцев везде 😀
Наталия Соколовская
Сорри, ФМД люблю меньше остальных, Тургенева заменила бы Щедриным. Платонова мне тут не хватает… А вообще, обвинять РК(русскую классику) в нанесении вреда своей «имперскостью», это все равно что обвинять хирурга, который режет гангренозную ногу, в нанесении физического и морального ущерба.
Volodymyr Krasnogolovy
Все эти стоны по поводу "отмены" русских классиков от непонимания культурной сути современной России ) Русская классика — это то, какой, по мнению и российской фашиствующей элиты и уныло-мятежной интеллигенции, должны видеть Россию извне. Симулякр, аватарка в сети. Советская Лада на экспорт.
Отторжение русских классиков происходит из-за несоответствия этого потемкинского образа реальности. Типа как же можно говорить о "слезе ребенка" и убивать украинских детей, чот тут не так.
А настоящая русская культура, ее массовый ржавый "жигуль" это Жека, Круг, Даниил Корецкий и т.п. "Загадка русской души" не в мятущихся персонажах Достоевского и тонких тургеневских натурах, а в "расшифровках" и двустишьях АУЕ 😉 Вот эта хрень - суть России.
ИМХО, происходит не "отмена" Толстого, а сепарация Толстого и нынешней России.
Эти ребята из списка в конце-концов займут свое место среди мировых классиков (ну может кто-то переоцененный отпадет), а путинско-ауешная Россия займет историческое место где-то за гитлеровской Германией.
Памятники Пушкину сносят потому, что официальный пропагандисткий образ России, путинская аватарка — это "Пушкин + Крымский мост". Стонами об "отемне" вы, в общем, поддерживаете это. Перестаньте стонать и склеивать классиков с Россией, отпустите их.
Dmitriy Larin
Я считаю, что литературная классика слишком переоценена, она не имеет такого важного значения, как лет 50-70 назад. Что же касается классики именно русской, то ее значение и "величие" были подняты на высоту еще и потому, что в течение многих советских десятилетий было написано чрезвычайно мало нового и достойного внимания...
Aliya Bolliger
Никакого подобного тренда нет и никогда не будет, как бы ни хотелось думать иначе некоторым. В швейцарских книжных есть отдельные стенды, посвященные сугубо русской литературе. И на немецком, и на английском, и на русском. И любой адекватный человек понимает, что та литература никак не связана с происходящим сейчас
андрей морий
Вся русская литература о не возможности жить в России. И всё. Больше там ничего нет.
Vitalii Chashko
Не нужно воспринимать термин "Greatest Russian Writers" буквально. Это примерно как словосочетание "Великий русский роман" - просто обозначение литературного жанра, в котором работали Толстой и Solzhenitsyn.
Дмитрий Шишак
Толстой надоел с детства)
Сословные страдания героев Толстого давно устарели и непонятны современным читателям, особенно школьникам.
Толстого пора уже заново переводить на современный русский язык и делать саммари, учителя литературы столетиями нагоняют пафоса и разводят ненужную демагогию по его романам, это не высшая математика.
Российское кино тоже носится с Толстым как с писаной торбой, но у них в принципе редко получается что-то толковое про дворянство.
А вот экранизация «Войны и мир» от BBC, страны, где сохранена монархия и дворянство, прекрасно развязывает многотомный клубок проблем и раскладывает по полочкам героев и их мотивации.
Анастасія Русакова
Мне не нравятся российские классики почти все, потому что одни писали про оправдания преступлений и обмана, другие были просто мразотами в жизни. Часто это было 2 в одном.
И то, и то сформировало то российское общество, которое мы знаем сейчас. Ноль моральных ценностей.
Helene Makharynska
Ах эта любимая россиянами игра: сначала убить тысячи людей, а потом спрашивать за что их так не любят. Вот за эту самую русскую литературу, воспитавшую тысячи Раскольниковых без морали и совести. А Гоголя в шорт-лист писать, как минимум, не честно. Его «Хутора» совсем о другом народе, а в «Мертвых душах» как раз написано о реальной «сути» российского народа.
Sasha Portnyagin
По-моему, всех этих классиков давно затмил Сергей Довлатов. Ну, разве что Чехов с Булгаковым приближаются к нему. А вообще-то веяние времени таково, что молодёжь мыслит не буквами, словами и фразами, а образами и Толстой, Достоевский и иже с ними останутся в истории литературы нечитанными. Тридцать страниц соплей и слёз у Достоевского современный талантливый блогер опишет одним абзацем в интернете