Между первым и вторым синглом с грядущего альбома Би-2 прошло немало времени – целый год. И этот период был наполнен трудностями и потерями: задержание группы в Таиланде, уход гитариста, отмена концертов, эмиграция, неблагополучная обстановка в мире.
Но ночь не охватывает всё небо на планете, и по другую сторону светит солнце. Концерты продолжаются, публика готова петь, множество людей и стран (среди которых Израиль, и это важно) поддерживают Би-2, и, самое главное, музыка пишется. «Я двигаюсь дальше» вышла в момент поиска почвы под ногами, и её можно назвать первым шагом в новой истории Би-2. «Не зли моих ангелов» – первое слово.
Структура песни нелинейная, и это необычно для Би-2. Она напоминает волнение моря. Первый куплет Лёва поёт полушёпотом под мистические клавишные: словно где-то вдали виден дождь, который ещё не дошёл до земли. Во второй куплет вступает гитарный рифф – начинается бурление волн, переливающихся морской пеной. Далее звучит бридж, возвышающий песню – виднеется стремительно приближающийся девятый вал. На припеве он разрушительной мощью обрушивается на берег.
И потом всё стихает. И снова взрывается. Эта музыка – одновременно разная. Яростная, горестная, духоподъёмная, ироничная, успокаивающая. Песня несомненно является заявлением от Би-2, и такой палитрой окрашена человечность в чёрно-белом мире. Мы парализованы, но движемся. Нас не слышно под воплями, но мы говорим. Находим место юмору, когда непроизвольно текут слёзы.
Мы живые – и поэтому разноцветные.
И, если звучание куплетов соответствует выверенной стилистике Би-2 последних 10 лет, гитарное соло напоминает первые альбомы группы – период странствования, который повторился вновь. Это можно счесть за музыкальный привет эпохе, в том числе, Израилю – первой стране, куда эмигрировали Лёва и Шура и которая пришла на помощь спустя 30 лет.
Однако это не всё: за основу мелодии взята еврейская песня «Hava Nagila» Авраама Идельсона, которая многими считается народной – её традиционно исполняют на еврейских праздниках. В ней содержится такой же широкий спектр настроения: радость, героизм, печаль, игривость, что отражает тернистую судьбу еврейского народа. Считайте, что «Не зли моих ангелов» – это и рукопожатие Израилю, и личная «Hava Nagila» для Би-2.
Лирика стала резкая и конкретная. «Стервятникам хочется насытиться падалью» – места сантиментам не осталось. Но образы не потеряли свою объёмность. В «Пекле» была описана готовность войти в горящий ад и вести борьбу с демонами, чтобы не потерять любовь. Дождь из пепла уже оставил смертельные ожоги. Главная битва продолжается внутри каждого из нас, и вопрос «Кем ты себя возомнил?» стоит адресовать нашим внутренним доппельгангерам.
Ненависти. Она даёт вдохнуть и сжигает самое главное – любовь. Но «сгоревшие заживо рождаются заново» – так дышит человек, который заметил, что на месте пожара расцвёл цветок. И последнее слово в припеве Лёва поёт с придыханием, избавляясь от агрессивного надрыва. В конце концов останется штиль.
Видеоклип повествует о противостоянии орды Летучих Голландцев и ангелов – оживших скульптур, сила которых проявляется внутри обычных людей. Крылья позволили взлететь выше бури. Выше Летучего Голландца, потонувшего под волнами собственного моря.
История об ангелах в индустриальном городе отсылает к фильму Небо над Берлином Вима Вендерса, который является оммажем немецкому кинематографу 1920-х. Киноэкспрессионисты показывали, как в обычном реальном мире проявляется инфернальность. Вендерс использует эти же приёмы, но по современному городскому ландшафту бродят ангелы.
Эту тему развивает обложка сингла – аллюзия на тест Роршаха. Сюрреалистичное пятно вызывает свои ассоциации и отражает внутренее состояние. Мир – это огромная клякса, из которой мы можем создать картину. И только от нас зависит, кто продолжит полёт: ангелы или стервятники.
И, кажется, алый цвет сменяет белизна. Впереди нас ожидает новая глава – альбом вечных кочевников. У которых и дорога – дом, и жизнь – большое путешествие вокруг солнца.