Алла Боссарт
А ТАК МОЖНО БЫЛО?
Делать очередное кино о Пушкине – затея пустая. Чего мы о нем не знаем? После эверестов пушкинианы?
Поэтому я - с теми, кому однозначно понравился «Пророк» Феликса Умарова с Юрой Борисовым.
Пацаны не побоялись.
Вытряхнули всем известную биографию на пацанском пустыре, как пыльный ковер, и переложили ее на пацанский рэп. Кстати, с участием пацанских же авторов - Айгель Гайсиной, Наади и других.
И вышло классно. Азартно, лихо, в отличном ритме, красиво, стильно, нахально, как умеют не задроченные библиотеками "новые громкие", которые не спрашивают у старших и опытных: а что, так было можно?
Еще бы не можно. Потому что, по-чесноку, талантливо. И безусловно можно потому, что в этом мюзикле с названием самого протагонистского текста Александра Пушкина вовсю гуляет по буфету большая любовь. Любовь к Пушкину и любовь Пушкина.
Есть, как не быть, мелкие блохи. Но талантлив «Пророк» по всем номинациям. Актеры. Оператор. Костюмы (великолепны). Художник. Монтаж. Спецэффекты. Звук. Музыка. Сам способ выражения – собственно рэп.
В этом пьяном и распутном Пушкине, не пропускающем ни одной юбки, больше правды, больше Пушкина, чем в каком-нибудь авторитетном исследовании со стостраничным именным указателем. Лично я до сих пор не видела ни одного хорошего байопика о "нашем всём". Парализовало излишнее почтение.
Потому так прекрасны свободные филологические романы Тынянова и Синявского (которого только ленивый не шпынял за "тонкие эротические ножки").
"Пророк" - да, из непочтительных. Как был, например, спектакль Серебренникова "Маленькие трагедии". Помните, он тоже начинался с "Пророка"? И этим пророком был какой-то то ли бомжара, то ли бывший зэк, то ли наркоман, короче, - маргинал с расширенным сознанием, совсем пропащий, в вокзальном буфете. И этого зачина, этого "Пророка" я не забуду.
"И подл, и низок, но не как вы - иначе!" Как же, как же, знаем наизусть. Но разве понимаем? И до конца ли понимаем степень одержимости "пока не требует поэта к священной жертве Аполлон... Но лишь божественный глагол... "
Главный ужас жизни - быть этим глаголом покинутым. Словооставленным.
И как же Борисов отчаянно и воспаленно бредит данным ему глаголом! Оставь меня, глагол! Не покидай меня, обжигающий глагол! Глагол! Да черт же возьми, как смог парень из Реутова, модная звезда дурацкой Аноры, номинант ослепительного и гламурного «Оскара» - эту жгучую боль прозреть и пронести до самой Черной речки?
А почему вообще-то именно Борисов?
Все, работавшие с Юрой, отмечают: едва он приходит на площадку и переодевается, бесследно пропадает бритый чувак в футболке. И остается только его герой. Даже не перевоплощение, - перерождение. Не «средний неплохой артист», как заметила в своей излюбленной манере Собчак. Но актер уникальной, кошачьей (и умной) органики. В своем поколении, безусловно, из лучших.
Две страсти - глагол и воля. Начиная с хулиганского баттла о свободе, когда скачут по партам пацаны в Лицее (неотразимчик Кай Гетц в роли Саши-подростка) – и до тоски по свободе ссыльного Александра, до превосходного номера в канцелярии Бенкендорфа: спор о служении народу, в котором Пушкин доказывает, что каждый русский может продолжить каждую его строчку и вызывает на баттл самого шефа жандармов, выкрикивая «мороз и солнце!», и змеиноглазый цензор (отличный Сергей Гилёв, номер второй в кастинге) неожиданно откликается: «кнут и пряник…». А потом и лучшая сцена - игры в теннис с царем, где стук мяча отбивает абзацы рэпа (авторы текстов Айгель Гайсина, Юрий Музыченко и др.) вычерчивает как бы пунктир жизни героя - настолько живого, что по-детски начинаешь надеяться: «чапай» выплывет.
И до чего здорово Умаров вплел откровения почти обезумевшего поэта во вставную картину 9-го вала – цифровой аттракцион «Река творчества» - когда Пушкина уносит штормом на полузатопленном письменном столе. Да и остальные фантасмагорические картины бреда ревности, снов, кошмаров встроены в лихой мюзикл изощренно и с монтажным блеском.
Таким придуман новый, новейший (в отличие от ветхого, школьного) Пушкин: сначала стихи, потом друзья, а потом уже – все остальное, как предупреждает он невесту.
Глагол и воля. Свобода слова. Сокровище, за которое умирали умнейшие люди России.
И хотя любовь и ревность Пушкина в «Пророке» необычайно выразительны и убедительны - солнечные эпизоды любви, всегда утро и восторг, лето и столбы света; и ночная, мучительная, темная осень ревности, - мы понимаем, что и сам Александр понимал: бедная Натали ему верна (нам тоже хотелось бы в это верить). А врагом был не столько нелепый, глуповатый и напыщенный Дантес, сколько вся эта ненавистная толпа. «Общество». Гламур. А Дантес послужил, как бы мы сегодня сказали, триггером.
Был, помните, такой фильм с Майклом Дугласом – в русском переводе «С меня хватит». Пушкин, каким сыграл его Борисов, вот таким же пришел к финалу: охреневшим от жизни, от ее наездов и утрат, от безнадежности, от несвободы… Но герой Дугласа крушил все вокруг, а герой Борисова (как герой истинно нашего времени) сокрушил сам себя. И в положенные 37 лет закончил веселое шоу под девизом «Можно вытащить поэта из России, но Россию из поэта – нельзя». (Можно использовать как слоган к фильму. Дарю.) Завершил удивительной по скромности и тишине трагизма сценой с морошкой.
Режиссеру Феликсу Умарову 30 лет. Пророк – первый его полный метр запущенный 4 года назад, когда режиссеру было 26. До этого – клипы, три «коротышки» и один сериал. И вот этот юноша в перстнях, серьгах и крашеных ногтях сумел (и посмел) то, чего никто не смел до него. Сделать кино о Пушкине не только «прикольным» (по свидетельству молодежи), но и с двойным дном, где спрятаны довольно крутые, современные и очень своевременные мысли.
Я думаю, кино о «Нашем Всём» только так и стоит делать. Александр Сергеич, Саша Пушкин потому и был нашим всем, что научил нас говорить. Он-то и был настоящим авангардистом, новатором, модернистом. И язык рэпа, которым заговорила, оскорбив чувства многих «верующих», его эпоха, оказался тут совершенно естественным и органичным.
Если, конечно, принять правила игры, которые нам предложили.
Не хотите - не принимайте. Идите в архивы. И умрите в них.
Вот такой божественный глагол. Он же - слово пацана. Если вы понимаете, что я хочу сказать.
PS. Да, чуть не забыла. Вот этот почти на титрах постскриптум - встреча Жуковского с Лермонтовым, какая-то пионерская эстафета - как неожиданный и нескладный вирус в сети. Ребята, с вашим умом и талантом?...
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЁН РАСПРОСТРАНЁН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОССАРТ АЛЛОЙ БОРИСОВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОССАРТ АЛЛЫ БОРИСОВНЫ 18+.
