Готовим статьи и открытые письма.
Итальянская пресса и некоторые политики бьют рекорды склизкой толерантности. Тут и любимые «музыка вне политики «, и «мы против цензуры», и «царь возвращается на фестиваль Estate da Re (королевское лето- так называется фестиваль)»…
Вообще неискоренимая любовь некоторых европейцев к русским «царям» — вопрос к социальной психологии— тут и известный центр «Царь»(CSAR- Centro Studi Arte Russa”) под эгидой подруги Мединского непотопляемой с 2014 года Сильвии Бурини при венецианском университете , и всевозможные другие цари (кстати, так же называется и агентство виз и путешествий во Франции, где работает один из галеристов, взявших на работу дочку Путина). Тепер вот царь Гергиев. Царь музыки.
Мол, нечего тут шуметь. Не царское это дело прислушиваться к мнению черни.
Хорошо, что у нас в Италии есть наша прекрасная депутатка вицепрезидентка Европарламента Pina Picierno, которая бьется как львица. Она под охраной полиции— российская власть черед своих агентов в Европе угрожает ей ежедневно.
Никого не смущает шизофрения? Мы ненавидим Европу-гейропу, но мечтаем проникнуть туда любыми способами. Шизофашизм— как и было сказано.
РИА-Новости торжествуют «Италия не будет отменять концерт Гергиева».
Глава Региона Кампания ле Лука уже проблеял свою стандартную арию про диалог и мир через искусство: мол, это лето, фестиваль, музыка, диалог между культурами и народами, мир, дружба, жвачка.
Мол, у нас тут и палестинцы, и израильтяне, и россияне, и украинцы. (Очень хочется посмотреть, что за украинцы участвуют в этом фестивале с путинским дружком. Пока не нашла. Мб просто врет.).
Пина Пичиерно, впрочем, поставила его на место и инициировала расследование. См скриншот.
Так что рано радуетесь
Этой мерзости в Италии быть не должно. И не будет. Тем более с использованием Европейского финансирования на российскую пропаганду.
Вышла статья в NYT (ссылка) в комментариях.
Сегодня вышла и моя статья по-итальянски в Huffington Post . И по-английски в Opern.News
Скоро выйдут другие.
Привожу перевод. Ссылка на итальянский и английский оригиналы в комментариях.
***
Katia Margolis (Memorial Italia)
Искусство не вне политики.
В последние дни стало известно, что Валерий Гергиев, российский дирижёр и давний соратник Путина, приглашён выступить 27 июля во дворце Казерты на фестивале «Лето для королей». Билеты уже в продаже. Это скандальное и громкое возвращение на европейскую сцену спустя годы бойкота, вызванного его поддержкой войны против Украины.
Таким образом, Гергиев снова оказывается на крупной европейской площадке, частично финансируемой за счёт государственных средств — несмотря на санкции, наложенные на него в ряде стран.
В отличие от Германии, Великобритании, Нидерландов или Скандинавии, где многие культурные учреждения прекратили сотрудничество с открыто прокремлёвскими артистами, в Италии часто предпочитают сохранять «толерантную» или «нейтральную» позицию по отношению к тем, кто служит интересам Кремля. Хотя и здесь, в феврале 2022 года, Гергиеву пришлось отказаться от дирижирования в театре Ла Скала после отказа осудить российское вторжение в Украину.
В Германии он был уволен с поста главного дирижёра Мюнхенского филармонического оркестра. В Великобритании его исключили из Эдинбургского фестиваля, несмотря на прежнюю должность главного дирижёра Лондонского симфонического оркестра. В США были отменены гастроли и контракты с местными оркестрами. Во Франции прекращено сотрудничество с Théâtre des Champs-Élysées и рядом других учреждений. В Канаде он включён в список персональных санкций.
Италия же, напротив, с готовностью принимает Гергиева, прикрываясь разговорами о «культурном диалоге» даже во время войны, которую сам музыкант открыто поддерживает.
Однако «диалог» — это последнее, что интересует самого Гергиева. Он всегда публично выражал верность путинскому режиму: не раз восхвалял президента России, одобрял его политику и «стремление восстановить величие страны».
В 2014 году он открыто поддержал аннексию Крыма — заявление, вызвавшее международное возмущение, но приветствованное российскими властями, которые щедро наградили Гергиева финансированием, титулами и поддержкой. Так Гергиев стал не просто дирижёром, а инструментом государственной пропаганды.
В 2008 году, во время российско-грузинской войны, Гергиев, осетин по происхождению, дирижировал концертом в Цхинвали — столице Южной Осетии, тогда оккупированной российскими войсками. Концерт был представлен как дань памяти жертвам конфликта, но фактически стал частью политического послания Москвы.
В 2014 году, после аннексии Крыма, он участвовал в мероприятиях, напрямую поддерживающих действия Кремля, включая концерт в Москве в честь российских вооружённых сил. А в 2023 году, как верный соратник режима, был назначен директором Большого театра — главного оперного театра России (при этом он уже с 1990-х руководит Мариинским театром в Санкт-Петербурге).
Поэтому, обсуждая, стоит ли приглашать Гергиева в Италию, важно помнить: он не просто артист. Он — влиятельная фигура в системе, где любое инакомыслие по отношению к имперской политике Путина может стоить карьеры, а то и свободы.
В 2016 году он стал лицом пропагандистского культурно-политического события, направленного на легитимацию международных союзов Кремля. Весной того года, после захвата Пальмиры войсками Асада и России, Гергиев дирижировал концертом в древнеримском амфитеатре — концерт транслировался в прямом эфире на российском ТВ и был воспринят многими как акт пропаганды, оправдывающий военное вмешательство РФ в Сирию и поддерживающий режим Асада, обвиняемого в военных преступлениях.
С начала полномасштабного вторжения России в Украину в 2022 году многие артисты и культурные деятели призвали бойкотировать Гергиева, считая его соучастником путинского режима. Концерты были отменены по всей Европе и в США. Несмотря на критику, он продолжал отстаивать свои взгляды, получая в ответ публичную поддержку от самого Путина.
Теперь же, в июле 2025 года, инструментализация культуры доходит и до Кампании: фестиваль «Un’estate da Re», финансируемый в рамках программы «Фонды сплочённости Италии 2021–2027», организован компанией Scabec в сотрудничестве с Министерством культуры Италии, дирекцией дворца Казерты, муниципалитетом Казерты и театром Верди в Салерно. Презентация фестиваля состоялась в Неаполе, в штаб-квартире региона Кампания, при участии директорки дворца Тицианы Маффеи, художественного руководителя фестиваля Антонио Марцулло и губернатора региона Винченцо Де Луки.
Учитывая всё вышесказанное, необходимо чётко и недвусмысленно заявить: искусство не может быть вне политики, особенно во времена кровопролитной войны, когда ежедневно гибнут мирные жители. Гергиев — открытый сторонник режима, возглавляемого военным преступником.
Его возвращение в Европу — это не «нейтральное культурное событие».
Есть и другая тревожная деталь: в Италии Гергиев владеет настоящей империей недвижимости. По оценке команды погибшего в заключении оппозиционера Алексея Навального, его итальянское имущество оценивается более чем в 100 миллионов евро. Это богатство — наследство японской арфистки и меценатки Йоко Нагэ Ческина (1932–2015), вдовы графа Ренцо Ческина. Она завещала значительную часть своего состояния Гергиеву. Среди активов — дворец Барбариго на Гранд-канале в Венеции, кафе Quadri на площади Сан-Марко, вилла с 18 комнатами в Ольджате, земли в Романье и вилла на Амальфитанском побережье. Недавно группа Alajmo арендовала кафе Quadri на семь лет за 3,5 млн евро — здание принадлежит Гергиеву.
После трёх лет войны, направленной на уничтожение украинской идентичности, после бомбардировок жилых домов, детских площадок, массовых убийств и пыток, концерт в Казерте может стать частью процесса нормализации жестокости и бесчеловечности.
Многие сейчас повторяют избитый лозунг: «Искусство вне политики». В мирное время этот принцип может казаться благородным. Но в условиях открытой агрессии России против Украины — сначала в 2014 году, а затем в виде полномасштабной войны с 2022 года — любая культурная «нейтральность» звучит не как наивность, а как соучастие.
Недопустимо, чтобы люди, публично связанные с режимом, уничтожающим города, депортирующим детей и подавляющим любое инакомыслие, выступали на европейских сценах за счёт государственных и, что особенно возмутительно, европейских фондов, предназначенных для укрепления социальной солидарности и сплочённости общества.
Искусство неотделимо от политики и морали. Театры, фестивали и отреставрированные дворцы — это не просто эстетические пространства. Это — символические площадки, которые могут быть источниками красоты, но также и инструментами политической легитимации.
Это не цензура, как заявляют некоторые итальянские политики с удивительной лёгкостью. Присутствие Гергиева в Италии — этический провал со стороны принимающих его и финансирующих институтов.
Приглашение Гергиева в Казерту, частично финансируемое из европейских фондов, — вопиющая противоречивость и уступка российскому «мягкому влиянию», стирающая грань между искусством и пропагандой.
Как подчёркивает вице-президент Европарламента Пина Пичерно, использование европейских бюджетов на поддержку союзника Путина — это неприемлемо и способствует нормализации империалистической войны и авторитарного режима. Если существует множество известных российских и белорусских музыкантов, осудивших войну, почему именно Гергиева приглашает регион Кампания? Это — политический выбор.
Не случайно российские СМИ широко освещают грядущее выступление — как часть нарратива, призванного легитимировать агрессию. Искусство используется для этого.
Ещё со времён СССР музыка, театр и балет были важными инструментами пропаганды. Целые отделы КГБ занимались созданием «положительного образа режима» с помощью культуры.
Речь не о свободе творчества, а о роли искусства в создании политических нарративов, которые либо разоблачают, либо маскируют насилие и репрессии.
Какой сигнал посылает Италия миру, с одной стороны осуждая агрессию, а с другой — приглашая Гергиева без каких-либо условий? Почему Миланские учреждения смогли в 2022 году занять чёткую позицию, а Кампания — нет?
Культурные санкции — будь то отказ в визах, званиях или в контрактах — необходимы, чтобы не допустить превращения искусства в орудие репрессий. Культура обладает огромной силой, а с ней приходит и ответственность — не легитимировать тех, кто попирает права человека и основные свободы.
Те, кто утверждает, что «искусство должно быть вне политики», должны спросить себя: вне какой политики? Политики прав человека? Солидарности? Демократии? Тогда это — удобная и аморальная нейтральность.
В условиях, когда санкции — одно из немногих мирных средств сдерживания военной агрессии, всякая культурная толерантность— это форма соучастия.
[url=https://upforme.ru/uploads/001b/92/d8/1623/55726.png]
[/url]