Эдуард Глезин сейчас с светлана фарбирович и
ещё 2
«Возвращаться в Россию мне нельзя. Но и в США оставаться небезопасно»
«Моя «американская мечта» воплотилась в кочевом образе жизни.
Разъезжаю по всем штатам на огромной фуре. Режим работы: примерно месяц в рейсе и три дня дома, — рассказывает российский гражданский активист Эдуард Глезин, который в США стал водителем-дальнобойщиком.
— Из минусов: 14-часовой рабочий день и удаленность от дома. Из плюсов: возможность увидеть Америку, хотя бы и из окна грузовика».
Однако в последние месяцы Глезин с тревогой высматривает из окна своей фуры рейды иммиграционной полиции ICE, потому что его фамилия — в списках на депортацию.
Глезин оказался под угрозой высылки из США после 10 лет ожидания политического убежища. В Америку он уехал в 2014 году, чтобы не попасть в российскую тюрьму из-за своей политической позиции. Теперь же американский миграционный суд может отправить его обратно в Россию.
До эмиграции Глезин жил в Москве, работал в пресс-службе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и был координатором демократического движения «Оборона».
Он регулярно участвовал в протестных акциях, во время которых был задержан полицией в общей сложности 15 раз.
Задержания на митингах не мешали работе Глезина, пока уполномоченным по правам человека был Владимир Лукин — оба они принадлежали к одному и тому же демократическому лагерю. Лукин, к примеру, был одним из трёх сооснователей партии «Яблоко» и публично защищал протестующих.
В 2014 году Лукин ушёл в отставку, и Госдума назначила на его место Эллу Памфилову, более лояльную Путину.
«Для меня это закончилось тем, что начальник отдела кадров, бывший офицер ФСБ, показал мне папку с компроматом на меня и заявил, что передаёт эту папку в ФСБ», рассказывает Глезин.
По его словам, кадровик угрожал добиться возбуждения уголовного дела за публичные призывы к экстремистской деятельности — в то время по такому обвинению можно было лишиться свободы на пять лет.
После этого Эдуарда уволили из аппарата омбудсмена.
Из-за угрозы своей жизни и безопасности он уехал в США, где обратился за политическим убежищем.
В течение 10 лет Глезин ожидал вызова на интервью к иммиграционному офицеру, чтобы доказать факты политического преследования в России. А в итоге, из-за предвзятого отношения миграционного офицера, заявку на политическое убежище ему и его жене отклонили.
«Формально я уже нахожусь в процессе депортации», уточняет он. Рассмотрение его дела по существу намечено на 22 июня 2026 года, у судьи, который ведёт дело — по статистике, 90% отказов.
С 2014 года Эдуард находился в США легально, с налоговым номером и разрешением на работу.
Последние пять лет бывший сотрудник пресс-службы уполномоченного по правам человека работает дальнобойщиком.
«Но сейчас я могу лишиться работы, потому что по новым постановлениям водить большие грузовики могут либо граждане США, либо обладатели гринкарты», рассказывает он.
А потеряв единственный источник дохода, Глезин не сможет платить адвокату.
Ситуация усугубляется тем, что Эдуард и его жена Светлана уже внесены в депортационные списки ICE. Любой его выезд на работу может окончиться арестом во время рейдов миграционной полиции. В этом случае супругов отправят в миграционную тюрьму (детеншен) ожидать суда и вероятной депортации раздельно. Это удвоит их расходы на адвокатов, которые в США совсем недёшевы: юридическое сопровождение одного кейса стоит сейчас около $20 000.
За те 10 с лишним лет, что Глезин ждал решения по своему обращению за убежищем, политические репрессии в России ужесточились. «
Сейчас меня на родине ждёт преследование по шести статьям Уголовного кодекса, включая обвинение в государственной измене (за пожертвования Вооруженным силам Украины), за которое можно получить пожизненный срок», говорит Эдуард.
Все эти годы он не скрывал своей критической позиции в адрес российских властей, и они легко могут собрать доказательства в его социальных сетях.
По его словам, 10 с лишним лет ожидания политического убежища в Америке — не рекордно долго: «Вообще это типично не только для Флориды, но и в целом в США».
«Многих заявителей на политическое убежище сегодня объявили преступниками задним числом. ICE буквально устраивает сафари на людей. Это происходит и в больших городах, и на дорогах. Арестовать могут и во время интервью [на предоставление политического убежища], и в хозяйственном магазине — в любом месте», - перечисляет он.
Возможность самостоятельно депортироваться из США в третью страну теоретически существует, но зависит опять же от решения иммиграционного суда. «Мне надо предоставить им справку о состоянии своего банковского счёта и согласовывать с ними маршрут выезда — а они могут не одобрить его и всё-таки депортировать в Россию. Такие случаи были, — говорит активист. — Возвращаться в Россию мне нельзя. Но и в США оставаться небезопасно».
Буду признателен за любую материальную поддержку на миграционного адвоката для нас с женой светлана фарбирович.
Можно напрямую перевести деньги по Zelle на мой номер телефона