Но одновременно я знаю, что надо продожать об этом писать и говорить. Знаю - прежде всего как художник— что делать что-то оче-видным —непростая работа, требующая огромных и главное, непрерывных усилий.
Вчера в ярости и ужасе [...] от очередного ада, устроенного, спланированногл и приведенного в исполнение россиянами— сотнями, тысячами и миллионами, работающих на войну—я просто физически не могла себя заставить прочесть очередной выхлоп о «войнепутина», Европейском будущем россии и визах для самых хороших и невинных россиян привычно озвучивает Навальная.
Когда-то я уже проводила беглую лингвистическую экспертизу— из которой очевидно, что все тексты речей и статей Навальной пишет за нее Волков. Там совпадение не только идеологическое, но именно лингвистическое —от лексики до грамматикисинтаксических конструкций с текстами самого Волкова. (Можете проверить сами или прогнать через анализ ChatGpt.)
Но даже вне зависимости от авторства, если вы посмотрите на скриншоты, то увидите язык религиозной веры, но при этом веры без намека на покаяние , а именно крестовый поход—желаний/требований и условий с довольно ясно прочитываюшейся угрозой- мол, вам же будет хуже.
Каков язык— таково же и видение. И наоборот. Язык интересов. Сохранение идеи единой империи и власти при косметическом ремонте и перемене мест слагаемых и очередное очковтирательство доя европейцев, пронизанных вековой имперской руссофильской и руссоцентричной пропагандой же. Закрепление уже давно известных позиций.
Эти догматы сводятся к двум пунктам
1.Россия единая, великая прекрасная, особая и таинственная
Россияне прекрасные, мирные и очень страдающие под гнетом (вставь очередного диктатора) люди. Очень особые и ничем не отличающиеся от европейцев.
2. Если какие-то пункты реальностии истории противоречат этому утверждению, см п.1.
Чем больше этих пунктов, чем они нагляднее, тем сильнее нужно продвигать п.1.
Этот несложный катехизис из двух пунктов не смогли поколебать миллионы жертв, море крови, века насилия и агрессий, не должны его поколебать ни Грозный, ни Буча, ни Мариуполь, ни Тернополь.
Повторюсь, но история и есть повторение в основном невыученных или выученных одним поколением и забытым следующими уроков:
Знаменитая американская журналистка и фотокорреспондент Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) приводит в своей книге «Германия, апрель 1945» высказывание одного майора армии США:
«Немцы ведут себя так, как будто нацисты – это какая-то чуждая раса (…), пришедшая с Северного полюса и каким-то образом вторгшаяся в Германию»
[Bourke-White, 1979 стр. 27].
В побежденной Германии повсеместно наблюдался универсальный механизм психологической защиты, называемый «вытеснением». Нацисты, словно инопланетяне, посетившие их страну, теперь полностью исчезли с лица Земли и из их сознания . Немцы как будто забыли о своей жизни в течение двенадцати лет Третьего рейха. А ведь большинство взрослого населения не просто жило в условиях гитлеровской диктатуры, но активно участвовали в делах нацистского режима. Теперь же они представляли себя жертвами войны и Гитлера, заслуживающими лишь жалости, а не наказания за многочисленные преступления. (Неизменное спасибо Евгений Беркович за цитаты и ссылки)
Так и будет, если Запад в очередной раз купится на российскую имперскую виктимную мифологию о себе.
Страдающая россия, которой нужно помогать, спасать, которую надо приютить и обогреть, со своим путем, непременно ведущим в Европу-главный нарратив хор.ру всех стран и направлений . Что этот путь обычно затем преодолевается на танках и ракетах , оппозиция предпочитает умалчивать.
Я не люблю прогнозы, потому что их никто не умеет делать и не любит отвечать за ошибки. Я выскажу просто свое давнее (не первый год нарастающее) ощущение, что следующей будет Польша: на это указывает и нарочито символично сбитый в 2010 на подлете к Катыни польский президентский самолет, и давняя антипольская псевдоисторическая путинская риторика в духе анти-Украинской (желающие могут погуглить), и пробные шары прилетавших «случайно « на территорию Польши российских ракет, и умелые пропагандистские диверсии и влияние на сложный исторический анамнез поляков , и недавние диверсии уже чисто военные на железных дорогах, и близость Беларуси, и……и…
Я говорю и читаю по-польски и с юности люблю этот язык, поэзию, страну и культуру. Мне очень больно видеть весь внутренний раздрай, последствия получившего власть католического обскурантизма (а ведь во времена моего детства польская католическая церковь, «Солидарность», Лех Валенса и избранный польский Папа Иоанн Павел II и герои - как похищенный и замученный КГБ ксендз Ежи Попелюшко были символами свободы и надежды освобождения от советского тоталитаризма) и одновременно популизма и нарастающее анти-украинство части общества, на котором умело играют политики и пропагандисты.
И спешный план Молотова-Путина-Дмитриева-Трампа-Виткофф-Риббентропа только подтверждает это ощущение.
И я просто очень надеюсь, что у Европы хватит здорового инстинкта самосохранения преодолеть вековую иерархию в менталитете и понять хотя бы тактически, если не стратегически, что не бывает стран ЕС и НАТО первого и второго сорта. Что чем восточнее находится эта страна, чем ближе она к российской границе, тем больше шансов, что именно эти рубежи цивилизации придется защищать, защищая европейские ценности и будущее мира.
Это понимание приходит, но медленнее, чем необходимо.
Вчера министр обороны Италии Гвидо Крозетто 125-страничный документ об «абсурдном» равнодушии Запада перед лицом «катастрофической» гибридной войны со стороны России.
Гвидо Крозетто призвал западные страны отреагировать на растущее число гибридных атак со стороны России, которые могут привести к катастрофическим последствиям.
По его словам, необходимо перейти к активным мерам, создав Европейский центр по противодействию гибридной войне. В Польше — стране, которая чаще всего становится целью таких атак — считают, что государство уже находится на грани войны с Россией.
Крозетто в 125-страничном документе под названием «Противодействие гибридной войне: активная стратегия» раскритиковал «инертность» европейских стран и партнёров по НАТО перед всё более дерзкими и агрессивными действиями России.
«Гибридная война продолжается, и в её рамках наносятся удары по критической инфраструктуре, центрам принятия решений, службам и ключевым структурам каждой страны, ежедневно создавая растущий риск катастрофического ущерба, — пишет министр. — Мы под атакой, и гибридные бомбы продолжают падать: время действовать — сейчас».(спасибо Kateryna Sadilova)
И пока рос.оппозиция пасется в ПАСЕ и продвигает удобные себе нарративы, ежедневно опровергаемые страшной реальностью российских преступлений, которые просто физически, логистически и невозможны без участия миллионов россиян, я надеюсь, что европейцы перестанут даже на уровне языка склонять фамилию путина и начнут прислушиваться к мнению военных экспертов и опыту и голосам тех, кто уже имел несчастье испытать на себе всю «прелесть « русского мирного «европейского» сознания и ценностей.
Список длинный только за ХХ век и то не полный:
* 1918 — Украина
* 1920 — Польша
* 1920 — Азербайджан
* 1921 — Грузия
* 1929 — Китай (КВЖД)
* 1938 — Япония (Хасан)
* 1939 — Финляндия
* 1939 — Польша (ввод войск)
* 1940 — Эстония
* 1940 — Латвия
* 1940 — Литва
* 1940 — Румыния
* 1953 — Восточный Берлин
* 1956 — Венгрия
* 1968 — Чехословакия
* 1979 — Афганистан
* 1989 — Грузия (Тбилиси)
* 1990 — Азербайджан (Баку)
* 1991 — Литва (Вильнюс)
* 1992 — Молдова (Приднестровье)
* 1994 — Абхазия
* 1994 — Ичкерия (1-я русско-чеченская война)
* 1999 — Ичкерия (2-я русско-чеченская война)
* 2008 — Грузия
* 2014 — Украина (Крым, Донбасс)
* 2022 — Украина (полномасштабное вторжение)
*
Мне очень не хочется видеть следующую страну в этом списке. Но одновременно я ясно понимаю закономерность этого продолжения. Пока существует эта империя— агрессия не аберрация, как пытаются нас под близоруким микроскопом анти-исторического взгляда убедить «оппозиционеры.ру», агрессия— это modus vivendi et operandi. Хищник живет только так. Если завтра вы решите кормить его травой и сеном, он просто съест вас.
Европа должна перестать искать партнёра в агрессоре.
Поэтому хочу привести в заключение блестящий доклад Джамбулата Сулейманова Djamboulat Souleimanov, сделанный недавно в Брюсселе, 14 ноября 2025 года, на конференции «Невидимый фронт: разрушительное влияние российских и белорусских спецслужб» в секции "Информационные операции России и Беларусии, задействованные лица и ресурсы"
* * *
Уважаемые депутаты, дамы и господа,
Существует чеченская пословица: «Когда медведь решил съесть медвежонка — он сначала извалял его в пыли».
Эта мудрость точно описывает то, как действует Россия. Прежде чем начать войну, Кремль всегда старается испачкать жертву, лишить её морального права на защиту.
Россия хорошо отработала этот метод в Чечне. Сначала создавалась иллюзия внутреннего конфликта, подогревалось недовольство, затем навешивались ярлыки «экстремистов» и «террористов». Когда начались бомбардировки городов и военные преступления российской армии против мирного населения, это не называлось войной — говорили о «наведении конституционного порядка», а затем — о «контртеррористической операции».
Те же приёмы были применены и против Украины. Годы информационной обработки — мифы о «бандеровцах», о «угнетённых русскоязычных». А затем — вторжение. Опять без слова «война». Теперь — «специальная военная операция».
Сегодня эти методы уже перенесены в Европу. Мы видим системную кампанию по дестабилизации: дезинформацию, кибератаки, манипулирование общественными движениями, вбросы, направленные на подрыв доверия к демократическим институтам.
Россия использует тот же набор инструментов гибридной войны. От испытаний ядов и психотропных веществ на чеченцах — до отравлений Литвиненко, Скрипалей, Навального. От навешивания ярлыков на чеченцев и украинцев — до информационных атак на европейские правительства и парламенты. От убийства чеченца Зелимхана Хангошвили в центре Берлина и натравливания наркоторговцев на чеченскую диаспору в Дижоне — до постоянных кибератак и дроновых провокаций.
Это не хаос. Это системная подготовка, потому что война в XXI веке начинается не с выстрелов, а с подмены смыслов.
Важно понимать, что российское общество десятилетиями воспитывалось в духе имперского превосходства. Некоторые в Европе всё ещё надеются на «протестный потенциал» внутри России. Но статистика говорит иное. Социологические исследования российских и международных центров показывают: этого потенциала нет.
Российское общество живет в матрице великодержавия. Даже оппозиция, за редким исключением, не против имперской сути российской политики.
Она против самоопределения народов, против распада имперской конструкции, о чём открыто заявляет. А её призывы «снять санкции» по сути направлены не на демократизацию, а на спасение путинского режима.
Тезис о «бедном русском народе» жертве режима — это не покаяние. Это новая форма оправдания империи под демократической риторикой. Европа не должна поддаваться этой ловушке. Империя не раскаивается. Она просто переодевается.
Вывод очевиден: если Европа не научится своевременно распознавать и отражать информационные удары, то физическая агрессия станет лишь вопросом времени.
Европа должна перестать искать партнёра в агрессоре. Европейские гранты должна осваивать не москва-центричная псевдооппозиция, а национальные движения колонизированных народов. Необходимо выявлять и блокировать проводников российской дезинформации — в медиа, политике, лоббизме, социальных сетях, «экспертных» центрах или псевдо-гражданских движениях.
Движение «Единая Сила» три года добивается представительства чеченского народа в ПАСЕ и достигло лишь согласия на платформу для коренных народов, тогда как площадка российской оппозиции уже создана, но места для национальных движений на ней пытаются занять российские организации.
Спикер Координационного совета белорусской оппозиции Анжелика Мельникова скрылась с 150 тысячами долларов общественного фонда.
Владимир Кара-Мурза позволил себе ксенофобские высказывания о коренных народах во время выступления в Сенате Франции. Правозащитник Олег Орлов, почётный гражданин Парижа, заявил, что не считает политзаключёнными участников силового сопротивления путинизму.
Эти и другие факты в совокупности свидетельствуют о скрытых и косвенных проявлениях пропутинской позиции среди оппозиционных структур, которые по сути воспроизводят риторику и методы, созвучные официальным позициям российских властей, несмотря на декларируемое неприятие авторитарной политики Кремля и Минска.
Опыт Чечни и Украины показывает: путь от информационной дискредитации до настоящих бомбардировок — очень короток. Европа не может позволить себе пройти по нему.»
Я полностью подписываюсь под этими словами и от себя просто напомню, что от Тернополя до границ Европы всего 130 километров.
Ой, кикимора, жди чеченца...